Коскина Валерия
Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида посредством нетрадиционных методов
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей, через использование нетрадиционных форм и методов, учащихся коррекционной школы VIII вида, во внеурочное время»
Начало учебного года — это переломный момент в жизни каждого ребенка, который дети переживают по - разному. Одни из них не принимают специального учреждения, переоценивают свои возможности, другие воспринимают школу, как шаг к новой, взрослой жизни, как способ приобрести необходимые знания и умения. Наблюдая за детьми, видишь какие они разные: тут и достаточная уверенность в себе и напротив, робость, скованность, замкнутость и общительность, грубость и вежливость. Многое в характере и поведении ребенка зависит от того, в какой обстановке он воспитывался, какие навыки ему прививались. А это, в свою очередь, определяет его самочувствие среди сверстников и его статус в коллективе.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Работа педагогов коррекционной школы (интернат)
- Темочки
В процессе практических дел, разнообразных мероприятий в нашей школе создаются благоприятные условия для коррекции и развития личности. В центре воспитательного процесса всегда находится ученик с конкретными проблемами, нуждами, интересами. В своей работе используем такие образовательные технологии, которые дают возможность развивать способности ребенка, ориентировать его на включение в окружающую социальную среду.
Одно из важных мест в системе занятости во внеурочное время принадлежит развитию творческих способностей и социальной активности учащихся через организацию досуговой деятельности. Детям предоставляется возможность реализации своих интересов и потребностей, развития индивидуальных способностей, общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников.
Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы дать учащимся не готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.
На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.
Вся работа направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика, максимальное раскрытие творческого личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах практической деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе.
Задача педагога, который работает с детьми с различным эмоциональным настроением, различными навыками поведения - создать единый коллектив, в котором наши дети хорошо себя чувствуют и по - товарищески относятся друг к другу.
Положительную роль в этом играют нестандартные формы внеклассной работы, где на первый план выдвигаются возрастные особенности и отношения к ведущему виду деятельности.
Эта деятельность имеет разнообразные формы: вечера, праздники, поэтические чтения, интеллектуальные бои, КВН, различные хобби, посиделки, разговоры по душам, театр одного актера, конкурсы, сценические картинки, спортивные мероприятия, веселые эстафеты и другие.
Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.
КВН – это соревнование двух или нескольких одновозрастных команд из 10-13 человек. Команды можно формировать из одного или нескольких классов, остальные участники – болельщики. Структура КВН:
- приветствие команд;
- разминка;
- конкурсы;
- конкурс капитанов;
- конкурс на лучшее домашнее задание.
Для болельщиков организуются специальные конкурсы, тем самым могут принести дополнительные баллы своим командам.
Конкурс – это личное или командное соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть, например: музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический или развлекательный.
Викторина – познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся. Широко используется в работе с детьми разных возрастов. Особенностью викторины является подбор вопросов с учетом возраста детей и уровня их знаний.
Дискуссия – организация обмена мнениями между учащимися. Предполагает деление класса на группы 4 – 5, 6 – 10 человек, члены которых выступают в роли ведущих или участников. Дискуссия может проходить в форме дебатов, заседания группы экспертов, «круглого стола», симпозиума, судебного заседания, форума.
Праздники – массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного, общешкольного или классного характера или проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Если праздник посвящен торжественным датам, то он включает в себя 2 части:
- торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведение итогов;
- концерт развлекательного характера; показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы.
Экскурсии – выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Может быть учебного или культурно-просветительского характера. Требуется предварительная подготовка как со стороны организаторов, так и со стороны участников.
Игра – соревнование, состязание между детьми по заранее согласованным и определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера : викторина, КВН, конкурсы, брейн-ринги.
Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются
1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.
2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные недели и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных конкурсов; республиканские творческие фестивали, общешкольные смотры-конкурсы.
3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия: тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, спортивных игр и соревнований.
4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела) : тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Минута славы», «А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки», КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценировки или исполнения патриотической песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.
5. Специализированные (тематические) или профориентационные акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; неделя детской книги и музыки.
6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Помоги людям старшего возраста».
7. Спортивная и туристская деятельность: организация и проведение туристских соревнований «Тропа здоровья», однодневных пешеходных походов; турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, шахматам и шашкам, мини-футболу; спортивных эстафет (с учащимися, педагогами); соревнований «Мы за здоровый образ жизни», «Самый спортивный класс».
Наиболее распространенные формы досугового общения: круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии.
Становятся популярными новые игровые формы: игры интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры, коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера, коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).
Мы не можем представить себе гармонически развитую личность без умения воспринимать прекрасное. Это прекрасное всюду: в природе, в искусстве, в чувствах, в пробуждении, в поступках человека.
Хочется, чтобы первые шаги детей, за пределами урока были бы шагами в мир прекрасного: надо как можно раньше воспитать в них черты борца, черты внутренне красивого и мужественного человека. Интересы, как и вкусы, воспитываются.
На первый взгляд кажется, что дети с ограниченными возможностями здоровья и развитие творческих способностей - понятия несовместимые.
Выставки, подготовка праздников (открытки ко дню учителя) и выступлений. Эти занятия способствуют :
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.
Учащиеся принимают активное участие в деятельности школы, выступают на общешкольных мероприятиях, что способствует сплоченности классного коллектива, позволяет ребятам раскрыть свои творческие способности. В совместной работе над мероприятиями формируются навыки сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самореализации.
С самого начала совместной работы для ребят создаются все условия и настрой на творческую деятельность. Благоприятный микроклимат образовательной среды внеклассных мероприятий и нетрадиционные методы их проведения позволяют каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение; принимать точку зрения другого; вступать в дискуссию; обмениваться практическим опытом со сверстниками; поддерживать других; оценивать себя и окружающих.
Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Дети большую часть времени проводят вместе. Дети любят бывать на экскурсиях, прогулках и даже субботник с друзьями в радость, т. к. ребенку важно быть участником такого труда, результаты которого необходимы окружающим.
Нестандартные формы работы во внеурочное время помогают педагогу формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.
«. Никогда не теряй,
Не теряй своей мечты!
Твердо верь! Твердо знай!
Все на свете можешь, ты!.»