Маргарита Токтарова
Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструкторской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность, проблема
Мы живем в «век высоких технологий», где техническая направленность стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. Современный рынок производства испытывают трудности с инженерными кадрами, отмечается низкий статус инженерного образования. Таким образом, назрела необходимость популяризации профессии инженера. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
Публикация «Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструкторской деятельности» размещена в разделах
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки,ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первым уровнем общего образования в Российской Федерации и направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Введение ФГОС дошкольного образования требует от педагогов внедрения новых технологий и методик сопровождения детей дошкольного возраста в образовательном процессе.
В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из наиболее эффективных средств развития ребенка дошкольного возраста является детское техническое творчество посредством конструкторской деятельности.
Однако потенциал конструктивной деятельности в развитии детей в педагогической практике используется в недостаточной степени. В основном в программах уделяется внимание конструированию из строительных наборов, природного и бросового материала, из бумаги и картона. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов. Причиной этому является то, что конструкторы дорого стоят и приобрести их, в достаточном количестве, не всегда представляется возможным. Актуальным остается вопрос недостаточного владения педагогами педагогическими технологиями конструирования с использованием конструкторов. Поэтому меня заинтересовал данный вопрос и я решила глубже изучить данную тему.
Что же такое техническое творчество? – это вид деятельности воспитанников, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной новизны. В процессе технического творчества новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к познавательной деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей.
Основными компонентами технического творчества являются :
- техническое мышление;
- пространственное воображение и представление;
конструкторская смекалка;
умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.
Возможно ли техническое творчество в дошкольном учреждении?
Многие авторы приравнивают техническое творчество и изобретательство.
Так может ли дошкольник придумать изобретение?
С большой вероятностью можно утверждать, что нет. Однако творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, что доказали отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.).
Исходя из актуальности данной проблемы, мною поставлена цель: развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности с использованием образовательного конструктора.
Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач:
1. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению);
2. Формировать основы технической грамотности воспитанников;
3. Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
4. Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
5. оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников технического творчества, посредством конструкторской деятельности.
6. Воспитывать в детях чувства уважения к труду взрослых, самостоятельность, отзывчивость, дружелюбие, инициативность.
7. Привлечь педагогов и родителей к данной проблеме.
Общеразвивающая направленность технического творчества детей дошкольного возраста является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования по развитию конструктивной деятельности может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей:
- «Социально – коммуникативное» : развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов технического творчества. Формирование умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способности ставить цели, инициативу, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи.
- «Речевое развитие» : дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас.
-«Художественно-эстетическое развитие» : творческое конструирование, создание замысла из деталей конструктора;
-В физическом развитии идет развитие координация движения, крупной и мелкой моторики рук;
- «Познавательное развитие» : расширение кругозора в части ознакомления с современными профессиями людей, развитие элементарных математических представлений. Формируется пространственное мышление, развивается умение применять свои знания при проектировании и сборки конструкции, развивается логическое мышление.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. В развитии технического творчества дошкольника основную роль играет овладение детьми способами конструирования. (Конструирование (от лат. const-ruo - строю, создаю) - процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. Конструирование в процессе обучения - это средство углубления и расширения приобретенных теоретических знаний и развития творческих возможностей, изобретательских интересов и склонностей детей).
Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
В процессе данной деятельности дошкольники обучаются :
- планировать предстоящую работу,
- анализировать собственные действия,
- делать выводы,
- исправлять ошибки,
- составлять из отдельных частей целое,
- сравнивать и обобщать.
В своей работе соблюдались следующие принципы:
1. Принцип индивидуализации- построение процесса образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3. принцип инициативности- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4. сотрудничество дошкольной организации с семьёй;
5. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
6. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
ФГОС дошкольного образования продолжает линию деятельностного, индивидуального, дифференцированного и других подходов, направленных на повышение результативности и качества дошкольного образования. Поэтому подходами к формированию своей деятельности считаю главными :
1. Системно-деятельностный подход. Он осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательной, конструирования. Организованная образовательная деятельность (непосредственно образовательная) строится как процесс организации различных видов деятельности.
2. Личностно-ориентированный подход. Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность,
субъективность процесса обучения - он опирается на опыт ребенка, субъектно-субъектные отношения.
3. Индивидуальный подход. Это учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей группы.
4. Дифференцированный подход. В образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития,
по интересам, по выбору.
В своей работе использую следующие способы конструкторской деятельности, которые вы видите на слайде.
Самым важным условием в организации любой деятельности в детском саду является предметно пространственная развивающая среда. Поэтому для детей общими усилиями взрослых оборудованы центр конструирования в группе и техностудия, в которой находятся:
-Научно-методический материал;
-Разные виды конструкторов;
-Мини выставки поделок из разных видов конструктора по темам;
-Схемы, чертежи, карточки инженерные книги для детей.
-Картинки, фотографии объектов конструирования по темам (блокам)
-Технические средства обучения
-Познавательная и художественная литература для детей.
Свою работу вела по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами.
Для работы с детьми каждый педагог стремится найти тот вариант взаимодействия, который подходит именно его детям. Поэтому я разработала программу дополнительного образования «Юный техник». И первым делом с помощью взрослых я организовала общее пространство для работы, техностудию : рабочий стол, с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом предусмотрела места для всех участников, в том числе и для воспитателя.
Места детей не закреплены за ними жестко. Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. На каждой деятельности я располагаюсь рядом с тем или иным ребенком, который требует большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами.