Нина Митрофанова
Развитие танцевальных способностей дошкольников посредством ритмики
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем современном обществе, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки, ритмики и хореографии играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.
Публикация «Развитие танцевальных способностей дошкольников посредством ритмики» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Ритмика в своем роде уникальна. Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка : развитие индивидуальных качеств ребенка и формирование творческих способностей средствами музыки и ритмических движений. Основу занятий ритмики составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленным танцевальным характером. Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба, подскоки и др.) с их физическими возможностями с доступностью и эмоциональностью ритмических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно – сосудистую, нервно–мышечную системы организма. Профессор Женевской консерватории Э. Ж. Далькроз очень точно сказал по поводу проведения с детьми занятий по ритмике : «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости. Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость».
Ритмика и хореография для дошкольников решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи -образовательные, оздоровительные, воспитательные.
К частным можно отнести следующие задачи:
-привлечение детей к систематическим занятиям;
-укрепление здоровья;
-воспитание правильной осанки;
-повышение работоспособности;
-развитие основных физических качеств;
-совершенствование чувства ритма;
-формирование культуры движений.
Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.
На занятиях ритмики и хореографии идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетического воспитания через комплекс ритмичных движений тела и его звеньев. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно. Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. В нашем детском саду занятия проводятся во всех группах, учитывая возрастные особенности воспитанников: в младших, средних, старших и подготовительных к школе группах.
На занятиях мы предоставляем возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям. Возвращаясь к теме всестороннего развития ребенка, средствами музыки и ритмичных движений, мы каждое занятие посвящаем исследованию раскрытия одной новой для детей эмоции на занятиях ритмики и хореографии.
Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус? Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, во-вторых, теоретическому и практическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах, праздниках.
Работая более 30-ти лет педагогом-хореографом, я пришла к выводу, что чем раньше ребенок начинает заниматься, тем или иным видом искусства, а в данном случае ритмикой и хореографией, тем больше он испытывает потребность заниматься танцами. На занятиях в старших группах я рассказываю детям об истории возникновения танца, которые танцуют они в данный момент, их особенности ритмической и музыкальной структуры. Так же, занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия групповые, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Для этого мной разработаны специальные музыкальные танцы-игры такие как «Улыбка», «Буратино», «Губки бантиком», «Песенка Красной Шапочки», «Разноцветная игра», «Неразлучные друзья», «Дружба» и т. д.
Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем. Это способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмичным движениям и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмики и хореографии, приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.
Список использованной литературы:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - Москва: Просвещение, 1967. – 203 с.
2. Елисеева Е. И. Ритмика в детском саду / Елисеева Е. И., Родионова Ю. Н. — Москва: УЦ «Перспектива», 2012.
3. Кулагина И. Е. «Художественное движение» - Метод Л. Н. Алексеевой – пособие для преподавателей дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, Москва. - Флинта – Наука 1999.
4. Назарова А. Г. «Танцевально - методический материал для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».
5. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика / Слуцкая С. Л. - Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
6. Чибрикова - Луговская А. Е. "Ритмика" Москва "Дрофа". 1998
7. Яновская В. Ритмика. - Москва:Музыка,1978.