Виктория Сергеевна Черная
Развитие связной речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Структура речевого дефекта детей дошкольного возраста с ТНР включает недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Как показывает практика, число дошкольников, имеющих, такие нарушения постоянно увеличивается.
Требования ФГОС ДО нацеливают нас на формирование у дошкольников умения владеть грамматическим строем языка, связной монологической и диалогической речью, правильно и грамотно выражать свои мысли и желания. Кроме того, современный ребёнок, на этапе окончания дошкольного образования должен уметь аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, применять свои знания и умения в различных ситуациях, добывать знания в ходе самостоятельного поиска и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Публикация «Развитие связной речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями через проектную деятельность» размещена в разделах
На помощь педагогу приходят современные образовательные технологии. Одной из наиболее эффективных на современном этапе стала - технология проектной деятельности.
Прежде чем мы будем рассуждать о том, что она даёт в работе, необходимо понимать, что же такое проект и что собой представляет проектная технология?
Проект (от лат. рrojectus) — «камень, брошенный вперёд» - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа или специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, имеющий социально значимый результат, завершающийся созданием творческих работ.
Проектная деятельность – это деятельность по решению возникшей проблемы, реализация плана, предполагающая создание конкретного продукта.
Проектная технология - система средств, условий (объективных и субъективных) и этапов проектирования, позволяющая получать гарантированные запланированные результаты проекта.
Технология проектной деятельности предполагает соблюдение следующих условий:
- педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной);
- педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт;
- всегда предполагает постановку, решение проблемы и получение результата;
- предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи [1].
Проектный метод позволяет не только активизировать познавательную активность дошкольников, но и совершенствовать их речевое развитие. Использование проектной деятельности в коррекционно-логопедической работе с детьми способствует активизации и расширению словарного запаса, более прочному усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связанной речи, повышению познавательной мотивации, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников.
Анализируя публикации, мы пришли к выводу о том, когда и как эффективнее внедрять проектную деятельность в коррекционно-образовательную работу. Как правило, в логопедических группах детского сада проекты планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи детей с ТНР.
Так, например, по темам “Овощи и Фрукты” можно запланировать проект- “Во саду ли, в огороде”, по теме «Овощи» - проект «Наш весёлый огород»; по теме «Домашние животные» - проект «Мой верный друг» и т. д. Возможны и другие варианты проектов, направленные на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. Но все проекты, какими бы разными они не были должны содержать основные компоненты проектной деятельности, а именно:
В основе проекта должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов могут идти не только от взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать.
Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на продуктивной деятельности, на познавательно-исследовательской деятельности, на чтении художественной литературы, на игре, но педагог все делает вместе с детьми.
Добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения.
Открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе, обеспечивая тем самым успешность каждому ребенку;
Детская активность проявляется в самостоятельности их действий и общения с окружающими, что помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноценным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».
Недостаточная сформированность лексико-грамматических компонентов языка у детей с речевыми нарушениями выражается, прежде всего, в недостаточном объёме словаря, недоразвитии лексической системности языка, в наличии трудностей при актуализации словаря, в наличии морфологических и синтаксических аграмматизмов.
В связи с этим можно выделить следующие методические задачи, решаемые через проектную деятельность :
Создать благоприятную языковую среду, дающую образцы грамотной речи и повышающую речевую культуру детей;
Обогащать речь дошкольников лексико-грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи;
Расширять сферы использования лексико-грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное);
Развивать лингвистическое отношение к слову, поисковую активность в сфере языка и речи на основе словесных игр;
Активизировать коммуникативную составляющую речи дошкольников, мотивацию речевого высказывания;
Развивать планирующую функцию речи за счет индивидуальных и коллективных форм работы;
Использовать эффективные способы сотрудничества с семьёй.
Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников.
I этап - мотивационный (постановка цели и актуальных для ребенка задач, реально достигаемых за определенный промежуток времени).
- Идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению,
- Актуализация опыта детей по теме проекта,
- Выдвижение детьми гипотез и предположений по результатам выбранной проблемы.
Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения, речевых (развитие диалогической речи, умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения, познавательных задач.
II этап - проблемно-деятельностный ( составление плана действий: что и как нужно сделать, где найти необходимую информацию, к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать, чему можно научиться).
- Идет развитие исследовательских умений детей: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности
- Выполнение проекта.
Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации лексико-грамматических категорий детей; развитие связной речи; развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей.
III этап - творческий (подведение итогов)
-Идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.
Важно отметить, что каждый продукт проектной деятельности имеет особое значение, т. к. дошкольники видят результат своего труда. Кроме того, происходит обогащение и обновление предметно-пространственной развивающей среды в группе.
Методы и приёмы для осуществления проектной деятельности по обогащению и активизации лексико-грамматических средств речи :
I этап.
Подбор методической литературы, наглядно-дидактических материалов
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
Подбор книг, иллюстраций, рисунков, фотографий.
Подбор дидактических игр, раскрасок, трафаретов и др.
II этап.
Целевые прогулки, экскурсии по территории д/сада и за его пределами.
Рассматривание фотографий, фотоиллюстраций.
Чтение художественной литературы.
Наблюдение, экспериментирование.
Беседы, решение проблемных ситуаций.
Основная образовательная деятельность.
Продуктивная деятельность.
Дидактические игры, театрализованные игры, игры-ситуации.
Просмотр познавательных видеороликов, мультфильмов, телепередач для детей.
Совместное участие детей и родителей в праздниках, досуге
Совместное участие детей и родителей по оформлению альбомов, книг-самоделок, выставок и т. д.
Конкурсы, викторины.
III этап.
презентация творческих работ
оформление выставок рисунков, поделок
создание тематических альбомов, журналов, книг
Семейные стенгазеты, экологические плакаты
Развлечение, праздник
Интеграция взаимодействия участников проекта :
Проектная деятельность осуществляется в условиях совместной работы детей, педагогов и родителей.
Учитель-логопед, воспитатели и родители в процессе реализации проекта являются для детей равноправными партнерами, незаметно направляющими их деятельность.
При разработке проекта учитель – логопед совместно с воспитателями:
• определяет тему, цель и задачи общеобразовательной деятельности и коррекционной работы;
• намечает этапы и содержание работы;
• анализирует результативность проекта и обсуждает дальнейшую перспективу.
Эффективность реализации проекта существенно повышается при вовлечении музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования, инструктора по физическому воспитанию, которые планируют и организовывают художественную, музыкальную деятельность детей и физическое развитие в соответствии с темой и задачами проекта.
Таким образом, применяя в своей работе проектный метод, хотим подчеркнуть его преимущества:
- развивает речевые и творческие способности, коммуникативные навыки;
- позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- повышает качество образовательного процесса, позволяя решать разноплановые задачи;
- помогает более эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников;
- способствует повышению компетентности педагогов, выступает средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, делает процесс обучения интересным и увлекательным;
- является способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Литература
Веракса, Н. Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. - №1. – С. 22 – 27.
Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика-Синтез, 2008.
Мирджалилова С. С. Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы [Текст] / С. С. Мирджалилова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 458-459.
Левшина Н. И. Использование метода проекта при взаимодействии с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения/ Н. И. Левшина, Е. Г. Карпова, О. В. Понамарева // Управление ДОУ- М:2013, № 6, с77 -89.
Сомкова О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 6 – 17.
М. А. Захарова, Е. В. Костина «Проектная деятельность в детском саду : родители и дети» Школьная пресса, 2010 г.