МААМ-картинки

Развитие связной речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями через проектную деятельность

Виктория Сергеевна Черная
Развитие связной речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Структура речевого дефекта детей дошкольного возраста с ТНР включает недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Как показывает практика, число дошкольников, имеющих, такие нарушения постоянно увеличивается.

Требования ФГОС ДО нацеливают нас на формирование у дошкольников умения  владеть грамматическим строем языка, связной монологической и диалогической речью, правильно и грамотно выражать свои мысли и желания. Кроме того, современный ребёнок, на этапе окончания дошкольного образования должен уметь аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, применять свои знания и умения в различных ситуациях, добывать знания в ходе самостоятельного поиска и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Публикация «Развитие связной речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями через проектную деятельность» размещена в разделах

На помощь педагогу приходят современные образовательные  технологии. Одной из наиболее эффективных на современном этапе стала -  технология проектной деятельности.

Прежде чем мы будем рассуждать о том, что она даёт в работе, необходимо понимать, что же такое проект и что  собой представляет проектная технология?

Проект (от лат. рrojectus)«камень, брошенный вперёд» - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа или специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс  действий, имеющий социально значимый результат, завершающийся созданием творческих работ.

Проектная деятельность – это деятельность по решению возникшей проблемы, реализация плана, предполагающая создание конкретного продукта.

Проектная технология - система средств, условий (объективных и субъективных) и этапов проектирования, позволяющая получать гарантированные запланированные результаты проекта.

Технология проектной деятельности предполагает соблюдение следующих условий:

- педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной);

- педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт;

- всегда предполагает постановку, решение  проблемы и получение результата;

- предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи [1].

Проектный метод позволяет не только активизировать познавательную активность дошкольников, но и совершенствовать их речевое развитие. Использование проектной деятельности в коррекционно-логопедической работе с детьми способствует активизации и расширению словарного запаса, более прочному усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связанной речи, повышению познавательной мотивации, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников.

Анализируя публикации, мы пришли к выводу о том, когда и как эффективнее внедрять проектную деятельность в коррекционно-образовательную работу. Как правило, в логопедических группах  детского сада проекты планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи  детей с ТНР.

Так, например, по темам “Овощи и Фрукты” можно запланировать проект-  “Во саду ли, в огороде”, по теме «Овощи»  -  проект «Наш весёлый огород»; по теме «Домашние животные»  -  проект «Мой верный друг» и т. д. Возможны и другие варианты проектов, направленные на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. Но все проекты, какими бы разными они не были должны содержать основные компоненты проектной деятельностиа именно:

В основе проекта должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов могут идти не только от взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать.

Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на продуктивной деятельности, на познавательно-исследовательской деятельности, на чтении художественной литературы, на игре,  но педагог все делает вместе с детьми.

Добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения.

Открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе, обеспечивая тем самым успешность каждому ребенку;

Детская активность проявляется в самостоятельности их действий и общения с окружающими, что помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноценным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».

Недостаточная сформированность лексико-грамматических компонентов языка у детей с речевыми нарушениями выражается, прежде всего, в недостаточном объёме словаря, недоразвитии лексической системности языка, в наличии трудностей при актуализации словаря, в наличии морфологических и синтаксических аграмматизмов.

В связи с этим можно выделить следующие методические задачи, решаемые через проектную деятельность :

Создать благоприятную языковую среду, дающую образцы грамотной речи и повышающую речевую культуру детей;

Обогащать речь дошкольников лексико-грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи;

Расширять сферы использования лексико-грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное);

Развивать лингвистическое отношение к слову, поисковую активность в сфере языка и речи на основе словесных игр;

Активизировать коммуникативную составляющую речи дошкольников, мотивацию речевого высказывания;

Развивать планирующую функцию речи за счет индивидуальных и коллективных форм работы;

Использовать эффективные способы сотрудничества с семьёй.

Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников.

I этап - мотивационный (постановка цели и актуальных для ребенка задач, реально достигаемых  за определенный промежуток времени).

- Идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению,

- Актуализация опыта детей по теме проекта,

- Выдвижение детьми гипотез и предположений по результатам выбранной проблемы.

Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения, речевых (развитие диалогической речи, умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения, познавательных задач.

II этап - проблемно-деятельностный ( составление плана действий: что и как нужно сделать, где найти  необходимую информацию, к  кому обратиться за помощью,  какие предметы использовать, чему можно научиться).

- Идет развитие исследовательских умений детей: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности

- Выполнение проекта.         

Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации лексико-грамматических категорий детей; развитие связной речи; развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей.

 III этап - творческий (подведение итогов)

-Идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.

Важно отметить, что каждый продукт проектной деятельности имеет особое значение, т. к. дошкольники видят результат своего труда. Кроме того, происходит обогащение и обновление предметно-пространственной развивающей среды в группе.

Методы и приёмы для осуществления проектной деятельности по обогащению и активизации лексико-грамматических средств речи :

I этап.

Подбор методической литературы,  наглядно-дидактических материалов

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

Подбор книг, иллюстраций, рисунков, фотографий.

Подбор дидактических игр, раскрасок, трафаретов и др.

II этап.

Целевые прогулки, экскурсии по территории д/сада и за его пределами.

Рассматривание фотографий, фотоиллюстраций.

Чтение художественной литературы.

Наблюдение, экспериментирование.

Беседы, решение проблемных ситуаций.

Основная образовательная деятельность.

Продуктивная деятельность.

Дидактические игры, театрализованные игры, игры-ситуации.

Просмотр познавательных видеороликов, мультфильмов, телепередач для детей.

Совместное участие детей и родителей в праздниках, досуге

Совместное участие детей и родителей по оформлению альбомов, книг-самоделок, выставок и т. д.

Конкурсы, викторины.

III этап.

презентация творческих работ

оформление выставок рисунков, поделок

создание тематических альбомов, журналов, книг

Семейные стенгазеты, экологические плакаты

Развлечение, праздник

Интеграция взаимодействия участников проекта :

Проектная деятельность осуществляется в условиях совместной работы детей, педагогов и родителей.

Учитель-логопед, воспитатели  и родители в процессе реализации проекта являются для детей равноправными партнерами, незаметно направляющими их деятельность.

При разработке проекта учитель – логопед совместно с воспитателями:

•         определяет тему, цель и задачи общеобразовательной деятельности и коррекционной работы;

•         намечает этапы и содержание работы;

•         анализирует результативность проекта и обсуждает дальнейшую перспективу.

Эффективность реализации проекта существенно повышается при вовлечении музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования, инструктора по физическому воспитанию, которые планируют и организовывают художественную, музыкальную деятельность детей и физическое развитие в соответствии с темой и задачами проекта.

Таким образом, применяя в своей работе проектный метод, хотим подчеркнуть  его преимущества:

- развивает    речевые и творческие способности, коммуникативные навыки;

- позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, ориентироваться в информационном пространстве;

- повышает качество образовательного процесса, позволяя решать разноплановые задачи;

- помогает более эффективно  взаимодействовать с родителями воспитанников;

- способствует повышению компетентности педагогов, выступает средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, делает процесс обучения интересным и увлекательным;  

- является способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

Литература

Веракса, Н. Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. - №1. – С. 22 – 27.

Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса  «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика-Синтез, 2008.

Мирджалилова С. С. Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы [Текст] / С. С. Мирджалилова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 458-459.

Левшина Н. И. Использование метода проекта при взаимодействии с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения/ Н. И. Левшина, Е. Г. Карпова, О. В. Понамарева // Управление ДОУ- М:2013, № 6, с77 -89.

Сомкова О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 6 – 17.

М. А. Захарова, Е. В. Костина «Проектная деятельность в детском саду : родители и дети» Школьная пресса, 2010 г.

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Пособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речиПособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Предлагаю вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Буквоград» Цель пособия: закрепление.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями через проектную деятельность
Опубликовано: 10 января 2024 в 20:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями через проектную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Сергеевна Черная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД