ольга ярцева
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в пересказывании литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
старшего дошкольного возраста
В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в пересказывании литературных произведений» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять от дельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания. Дети дают их описание и характеристику.
В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов – описательные, повествовательные, контаминированные.
У детей формируются элементарные знания о структуре повествовательного текста. И умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Необходимо научить их понимать т тему высказывания, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить. Дать закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на три части – зеленую (начало, красную (середина) и синюю (конец, по которой дети самостоятельно составляют текст. В процессе работы над текстом в целом особое внимание необходимо уделять формированию контроля через прослушивание речи, аудиозапись.
Дидактическое упражнение: «Закончи предложение»
Цель: научить использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.
- закончите начатые мною предложения: Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него (отошел). Утром ребята пошли в гости, а вечером….(ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он ….(вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не находили и они….(выбежали).
- Придумайте предложения со словами: шел – перешел - пошел-подошел- вошел- вышел- отошел.
- замените словосочетание другими словами: ползет муравей- движется – передвигается; ползет поезд – движется очень медленно; плывет человек – плавает; плывет лодка – движется по воде; плывет облако- движется по небу; сложить дрова - уложить их; сложить песню – написать; бить посуду – разбить сто- то; свет бьет в гл