Екатерина Таривердиева
Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность:
В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи;
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
-Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей;
- Выполнение социального заказа на развитие связной речи у детей дошкольного возраста;
-Необходимость совершенствования качества работы педагогов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста путём создания специальных педагогических условий в ДОУ
Основные задачи развития речи : воспитание звуковой культуры речи;
-обогащение и активизация словаря;
-формирование грамматического строя речи;
-обучение связной речи.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
По развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте ставим следующие задачи:
- Формировать умение пользоваться в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания;
-Помочь детям активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец);
-Формировать умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение, соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения;
-Развивать умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т. п. .
Принципы развития речи :
-Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и -речевого развития;
-Принцип коммуникативно -деятельного подхода к развитию речи;
-Принцип развития языкового чутья;
-Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
-Принцип обеспечения активной языковой практики;
-Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
-Принцип взаимосвязи над различными сторонами речи.
Средства развития речи :
-Общение взрослых и детей;
-Культурная языковая среда;
-Обучение родной речи на занятиях;
-Художественная литература;
-Изобразительное искусство, музыка, театр;
-Занятия по другим разделам программ.
Методы речевого развития :
Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии, опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) –
-Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.)
-Практические (дидактические игры, моделирование и мнемотехника, элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры)
Приёмы развития речи :
-Словесные приемы (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос)
-Наглядные приемы (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению)
-Игровые приемы (игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно- практические ситуации, игра- драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, ролевые обучающие игры, дидактические игры.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
-Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
-Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
-Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
-Совершенствовать разговорную речь;
-Обогащать словарь;
-Формировать грамматический строй языка.
Методы моделирования:
Предметное моделирование
Предметно-схематическое моделирование
Графическое моделирование
Этапы работы по обучению детей составлению рассказов с помощью моделирования :
На 1 этапе идёт знакомство с моделированием и составление рассказов по готовой модели.
На 2 этапе продолжается работа первого этапа детей составлять собственные модели.
На 3 этапе закрепляются полученные навыки и умения, прибавляется новая задача - составление рассказов без наглядной опоры, перенос её в подсознание, во внутренний план
Метод каталога
из любого сказочного текста выбираются случайные слова, которые показывает сам ребенок, которые затем становятся опорными для составления определенного сюжета – сказки.
-из данных слов составить сюжет, согласовав их правильно и правильно построив предложения.
Метод модификации сюжета
карточки с буквами
-дается задание придумать слова на определенный звук
-затем из данных слов выбираются, наиболее понравившиеся и с их помощью составляем какой-нибудь сюжет (игра Зверь, птица, насекомое, небылица)
Дидактические игры, направлены на:
-Фонетическая сторона речи
-Лексическая сторона речи
-Грамматический строй речи
-Связная речь
Дидактические игры:
Цель работы: формирование и развитие фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.
«Японская печатная машинка», «Испорченный телефон», «Светофор», «Переезжаем на новую квартиру», «Вершки- корешки» «Фрукты- овощи», «Новоселье»
Лото «В мире растений», «Летает, а не птица», «Размытое письмо», «Живые слова», «Дополни предложение», «Придумай предложение», «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?»
Дидактические игры
Цель : повысить речевую активность и произвольность внимания, т. е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.
«Повтори» «Похоже- непохоже» «Поймай звук» Лото «Назови картинку и найди гласный звук» «Кто найдёт 20 предметов, в названии, которых содержит звук «Назови картинку и найди первый звук» «Замкни цепочку» «Найди на фишке место» «Пройди вокруг и не заблудись» Лото «Паронимы» «Каждому звуку- свою комнату» «Кого позовут в гости» «Разгадай ребус» «Собери шесть» «Кто как голос подаёт» «Эстафета» «Наоборот» «Кто больше знает» «Скажи по- другому» «Подбери слово» «первоклассник» «Кузовок» «Найди лишнюю картинку» «Назови три предмета» «Напишем кукле письмо» «Доскажи словечко» «Кого я вижу, что я вижу» «Прятки» «Объясните, почему…» «Один и много» «Добавь слово» «Распутай слова» «Найди ошибку» «Правильно или нет?» «Отгадай-ка» «Нарисуй сказку» «Фотограф» «Чего на свете не бывает»
Дидактические игры:
Цель работы :
закрепление полученных знаний и навыков детей. «Составь слово» «Разгадай ребус» «Из слогов - предложение «Четвёртый лишний» «Верно ли это?» «Найди лишнее слово» «Подними цифру» «Зачем нам эти вещи» «Составь фразу» «Составь два рассказа» «Поиск пропавших деталей»
Речевые круги Луллия
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду.
В ходе использования занимательно-игрового пособия «Речевые круги»
педагог может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:
-развивать фонематические процессы;
-уточнять и активизировать словарный запас;
-совершенствовать слоговую структуру слова;
-автоматизировать звуки речи;
-формировать структуру предложений;
-совершенствовать развитие связной речи.
Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико- грамматических категорий и связной речи.
Работа с «Речевыми кругами» ведё тся :
на индивидуальных и подгрупповых занятиях
на НОД по развитию речи
игровой деятельности вне НОД
в самостоятельной деятельности детей
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т. д.
Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики: «Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи»
Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте : «Звуковые круги», «Звукарики», «Где спрятался звук?»
Игры на формирование лексико-грамматических категорий:
«Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один - много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»
Игры на развитие связной речи :
«Сочиняй-ка», «Рифмуй-ка»
Игра
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
«Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Вывод:
Все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике и о чем свидетельствуют результаты наблюдений, где прослеживается динамика роста качественных показателей
Результаты:
-использование моделирования в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы;
-система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность;
- использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.
Рекомендации
активно используйте предметную обогащенность среды, а именно пространственно-временную модель к произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров;
-давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации);
-применяйте вариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, загадки);
-используйте моделирование как эффективный метод обучения детей рассказыванию, а модели как дидактическое средство.
Поиграем
Предлагаю вам поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю!
Игра «Ромашка»
Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.
Игра «Допиши две строчки»
Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.
Словесное творчество выражается в разных формах:
- в словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов)
- в сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок
- в сочинение стихов
- в творческих пересказах
Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность.
«Я пришёл сегодня в сад,
Очень Слава мне был рад.
Я ему принёс лошадку,
Ну а он мне дал лопатку»
Юмористическая пауза «Крокодил»
покажите пословицу жестами, пантомимой.
1. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
2. Любишь кататься - люби и саночки возить.
3. Тише едешь - дальше будешь.
4. Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.