Юлия Сунчукова
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Каждый ребенок испытывает потребность в том, чтобы содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Кроме того, речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Наблюдая, за тем как ребенок строит свое высказывание, можно определить его уровень речевого развития.
Коммуникация – это главная функция связной речи. Она реализовывается в двух важнейших видах - диалоге и монологе.
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Диалогическая (диалог) - первичная по происхождению форма речи. В первую очередь, необходимо отметить ее социальную направленность, поскольку именно она существует для непосредственного живого общения людей друг с другом.
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщении о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог является отличным средством передачи информации одним человеком другим людям.
Нельзя не заметить, что хорошо сформированная связная речь является главным условием успешного обучения детей в школе. В логопедической работе с детьми формирование связной речи выступает конечной целью в целом всего коррекционного процесса, который требует кропотливой длительной работы воспитателей, логопеда, ребенка и родителей.
Огромное значение имеет зрение в жизни каждого человека. Ведь естественно, что любое нарушение зрения может оказать негативное влияние на развитие личности. Нельзя отрицать, что зрительный анализатор является наиболее информативным. Поэтому, при наличии серьезных нарушений в работе зрительного анализатора, происходит компенсация при помощи других сохранных анализаторов.
Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у зрячих. Речь человека с нарушением зрения формируется в результате деятельности и общения с окружающими его людьми, а также предметами окружающей действительности, но она обладает своими особенностями: изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием. Можно заметить замедленность формирования речи в начальный период ее развития. Эту особенность связывают с тем что, ребенок недостаточно активно взаимодействует с окружающим в ходе предметно-практической деятельности. Стоит отметить что, общение является ведущей деятельностью этого возраста. Так как играет главную роль в развитии ребенка с нарушением зрения и в изучении им общественного опыта.
Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения зрения овладевают устной речью, обладают довольно большим словарным запасом, способны правильно выражать свои мысли. Все же воздействие нарушений зрения проявляется в специфичности её развития в зависимости от уровня ее сформированности. Собственно, в это самое время начинают выявляться особенности, связанные с нарушением зрения.
В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, которое чаще всего выражается в нарушении всех структурных компонентов языка. Это говорит о том, что развитие речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Зрительный дефект становится первичным, влияющим на формирование речевых и неречевых функций. Поэтому не удивительно, что речевые дефекты у детей с нарушением зрения наблюдаются существенно чаще, чем у зрячих и являются системными нарушениями разного уровня, не всегда зависящего от сложности зрительной аномалии.
Следует обратить внимание на особенности развития при работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения:
- нарушение зрения воздействует на развитие познавательной деятельности и формирования общего речевого статуса;
- многие дети испытывают трудности при установлении предметной соотнесенности слова и образа, правильного использования слов в речевой практике;
- бедный словарный запас;
- для речи таких детей характерны замены одного звука другим, смешение звуков, пропуски, перестановки звуков и слогов в результате нарушения их слухопроизносительной дифференциации;
- недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний;
-несовершенство рассказов детей с нарушениями зрения указывает на недоразвитие их монологической речи, что объясняется несформированностью важнейших ее механизмов.
Следовательно, у детей с нарушениями зрения страдает связная речь. Причиной этому служат ограниченный словарный запас, бедность детских впечатлений, а также в допущении ошибок в соотнесенности слова и образа предмета, в использовании обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и рассказов.
Стоит заметить, что дети с нарушениями зрения существенно менее внимательны, когда слушают какое-либо задание. Им необходимо неоднократное повторение инструкции. Это объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольного внимания, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, общей заторможенностью осуществления различных предметно- практических и умственных действий, снижением объема памяти.
Связную речь, возможно, сформировать при наличии у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и его желания сказать.
Рекомендации по формированию связной речи у детей с нарушениями зрения.
Возможность воспроизвести рассказ, составленного по демонстрируемому действию. Необходимо максимально предоставить наглядность: в разном ее виде, предметы, объекты и действия с ними, которые наблюдают дети. Порядок действий производимых на глазах детей это и есть план высказывания.
Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания схожи с используемыми на предшествующем этапе; здесь усложняется задание отсутствием образца рассказа, что позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом случае действия с предметами и объектами замещаются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, которые последовательно выставляются на фланелеграфе.
Пересказ рассказа с использованием графических схем.
Пересказ рассказа с помощью наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представляет собой предметы, объекты и действия с ними; их последовательность служит также и планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям нужные речевые средства.
Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа логопеда.
Пересказ рассказа с наглядностью по одной сюжетной картине. Здесь уменьшена наглядность, отсутствует видимая динамика событий: наблюдается лишь конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.
Составление рассказа по одной сюжетной картине. Из всех упражнений, представленных выше, это самое сложное. Из-за того, что нет образца, ребенку становиться, сложнее составить связное высказывание. Здесь образовываются предпосылки, а возможно и начало работы над творческим рассказыванием.
Подобные задания можно включать в занятия на основе проводимых в дошкольном учреждении мероприятий-утренников, экскурсий, «досуговых мероприятий», а также наблюдений во время прогулок, и различных игр.
Рассказы составляются с опорой на образец педагога и предваряющий вопросный план по подготовленным модельным схемам. Также используется коллективная форма составления рассказа, прием – дополнения другими детьми.
Чтобы дети могли планировать свою речь, а также понимать разные предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, опираться на схему, которая отражает ход событий, предложите составить рассказ по личному опыту. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он сможет воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию.
Обучение творческому рассказыванию имеет важное значение в развитии словеснологического мышления, предоставляя больше возможностей для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей.
Систематическое и последовательное проведение работы по обучению детей рассказыванию позволит преодолеть недостатки в развитии речи и подготовить таких детей к обучению в школе.
Важным условием обучения и воспитания детей с нарушениями зрения является воспитание у них познавательных интересов путем всемерного расширения, уточнения детских впечатлений и знаний об окружающей жизни.
Таким образом, первичный дефект зрительного отклонения может повлечь за собой вторичные нарушения, при отсутствии коррекционных методов и средств, что в свою очередь приведет к сдерживанию процесса социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения.