Юлия Бороздина
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте развитию связной речи придается особая роль.
При пересказе литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно выстраивать текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
При составлении рассказа по картине от детей требуется умение
самостоятельно составлять описание или повествование,
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
указывать место и время действия, придумывать события, пред-
шествующие и изображенным и последующих за ним.
Рассказывание по серии картин формирует у детей умение
развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в
соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения
и части высказывания в повествовательный текст. Детей учат
составлять рассказы и сказки об игрушке и о нескольких игруш-
ках, соблюдая композицию и выразительное изложение текста.
Выбирая соответствующих персонажей для рассказа, дети дают
их описание и характеристику.
В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из
личного опыта, причем это могут быть высказывания разных
типов — описательные, повествовательные, контаминированнные
(смешанные).
У детей формируются элементарные знания о структуре по-
вествовательного текста и умение использовать разнообразные
средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.
Необходимо научить их понимать тему высказывания, исполь-
зовать различные зачины повествования, развивать сюжет в ло-
гической последовательности, уметь его завершить и озагла-
вить.
Для закрепления представлений о структуре рассказа можно
использовать модель в виде круга, разделенного на три части —
зеленую (начало, красную (середина) и синюю (конец). С по-
мощью этой модели дети самостоятельно составляют текст.
В процессе работы над текстом в целом, особое внимание не-
обходимо уделять формированию контроля через прослушивание
речи, записанной на магнитофон.
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: научить использовать в предложении приставочный
глагол противоположного значения.
— Закончите начатые мною предложения:
«Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него. (ото-
шел)».
«Утром ребята пошли в гости, а вечером из гостей. (ушли)».
«Мальчик вошел в комнату, а потом из комнаты. (вышел)».
«Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они. (пере-
бежали) на левую сторону».
«Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не на-
ходили, и они. (выбежали)».
— Придумайте предложения со словами: шел — перешел — по-
шел — подошел — вошел — вышел — отошел.
— Замените словосочетание другими словами: ползет мура-
вей — движется, передвигается; ползет поезд — едет очень мед-
ленно; плывет человек — плавает, плывет лодка — движется по
воде, плывет облако — движется по небу; сложить дрова — уло-
жить их, сложить песню — написать; бить посуду — разбить что-
то, свет бьет в глаза — ярко светит.
— Какие слова, связанные с движением людей, животных,
транспорта вы знаете? (идти, бежать, мчаться, нестись, лететь,
двигаться, ползти). Придумайте короткий рассказ на тему «Ле-
теть стрелой».
Мини-занятие «Медвежата»
Цель: подбирать близкие и противоположные по значению
слова разных частей речи к заданной ситуации.
— Вспомните рассказ В. Бианки «Купание медвежат».
Я расскажу вам про этих медвежат. Вот выкупались они и
пошли гулять по лесу. Но какие же медвежата были разные! Пер-
вый медвежонок — веселый, подвижный, очень любит играть.
Залез он на дерево. Чует — медом пахнет, Обрадовался, полако-
мился медом, слез с дерева и побежал к маме-медведице. Вот
какой был медвежонок.
— К слову «веселый» подберите слова, близкие по смыслу.
(Радостный, оживленный, шустрый, бодрый, резвый.)
И к маме он не просто побежал, а. (помчался, понесся, по-
летел стрелой, помчался сломя голову).
— Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень
он был медлительный. Как можно сказать о нем по-другому? (Не-
расторопный, неуклюжий, неловкий, неповоротливый.)
— Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела. Стало мед-
вежонку совсем плохо, или… (невесело, грустно, скучно, обидно).
— Каким теперь был медвежонок? (Грустным, обиженным,
огорченным, печальным.)
— И к маме он не просто пошел, а. (побрел, поплелся).
— Придумайте рассказ о том, как неугомонный и веселый
медвежонок развеселил своего братца и заставил его забыть про
свою медлительность.
Особая роль отводится развитию интонационной стороны
речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голо-
са, темп речи. Умение ребенка осознанно пользоваться звуковой
стороной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуа-
ции всеми характеристиками речи развиваются как в специаль-
ных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.