Папки-передвижки

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Юлия Бороздина
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В старшем дошкольном возрасте развитию связной речи придается особая роль.

При пересказе литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно выстраивать текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

При составлении рассказа по картине от детей требуется умение

самостоятельно составлять описание или повествование,

Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

указывать место и время действия, придумывать события, пред-

шествующие и изображенным и последующих за ним.

Рассказывание по серии картин формирует у детей умение

развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в

соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения

и части высказывания в повествовательный текст. Детей учат

составлять рассказы и сказки об игрушке и о нескольких игруш-

ках, соблюдая композицию и выразительное изложение текста.

Выбирая соответствующих персонажей для рассказа, дети дают

их описание и характеристику.

В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из

личного опыта, причем это могут быть высказывания разных

типов — описательные, повествовательные, контаминированнные

(смешанные).

У детей формируются элементарные знания о структуре по-

вествовательного текста и умение использовать разнообразные

средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.

Необходимо научить их понимать тему высказывания, исполь-

зовать различные зачины повествования, развивать сюжет в ло-

гической последовательности, уметь его завершить и озагла-

вить.

Для закрепления представлений о структуре рассказа можно

использовать модель в виде круга, разделенного на три части —

зеленую (начало, красную (середина) и синюю (конец). С по-

мощью этой модели дети самостоятельно составляют текст.

В процессе работы над текстом в целом, особое внимание не-

обходимо уделять формированию контроля через прослушивание

речи, записанной на магнитофон.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: научить использовать в предложении приставочный

глагол противоположного значения.

Закончите начатые мною предложения:

«Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него. (ото-

шел)».

«Утром ребята пошли в гости, а вечером из гостей. (ушли)».

«Мальчик вошел в комнату, а потом из комнаты. (вышел)».

«Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они. (пере-

бежали) на левую сторону».

«Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не на-

ходили, и они. (выбежали)».

Придумайте предложения со словами: шел — перешел — по-

шел — подошел — вошел — вышел — отошел.

Замените словосочетание другими словами: ползет мура-

вей — движется, передвигается; ползет поезд — едет очень мед-

ленно; плывет человек — плавает, плывет лодка — движется по

воде, плывет облако — движется по небу; сложить дрова — уло-

жить их, сложить песню — написать; бить посуду — разбить что-

то, свет бьет в глаза — ярко светит.

— Какие слова, связанные с движением людей, животных,

транспорта вы знаете? (идти, бежать, мчаться, нестись, лететь,

двигаться, ползти). Придумайте короткий рассказ на тему «Ле-

теть стрелой».

Мини-занятие «Медвежата»

Цель: подбирать близкие и противоположные по значению

слова разных частей речи к заданной ситуации.

— Вспомните рассказ В. Бианки «Купание медвежат».

Я расскажу вам про этих медвежат. Вот выкупались они и

пошли гулять по лесу. Но какие же медвежата были разные! Пер-

вый медвежонок — веселый, подвижный, очень любит играть.

Залез он на дерево. Чует — медом пахнет, Обрадовался, полако-

мился медом, слез с дерева и побежал к маме-медведице. Вот

какой был медвежонок.

— К слову «веселый» подберите слова, близкие по смыслу.

(Радостный, оживленный, шустрый, бодрый, резвый.)

И к маме он не просто побежал, а. (помчался, понесся, по-

летел стрелой, помчался сломя голову).

Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень

он был медлительный. Как можно сказать о нем по-другому? (Не-

расторопный, неуклюжий, неловкий, неповоротливый.)

— Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела. Стало мед-

вежонку совсем плохо, или… (невесело, грустно, скучно, обидно).

— Каким теперь был медвежонок? (Грустным, обиженным,

огорченным, печальным.)

— И к маме он не просто пошел, а. (побрел, поплелся).

— Придумайте рассказ о том, как неугомонный и веселый

медвежонок развеселил своего братца и заставил его забыть про

свою медлительность.

Особая роль отводится развитию интонационной стороны

речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голо-

са, темп речи. Умение ребенка осознанно пользоваться звуковой

стороной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуа-

ции всеми характеристиками речи развиваются как в специаль-

ных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 августа 2020 в 11:46
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бороздина (УИ 1130548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД