Получи документы

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника

Татьяна Белюга
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье рассматривается роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников средней группы детского сада. Описываются основные методы и формы организации экспериментальной деятельности, способствующие формированию исследовательского интереса у детей. Особое внимание уделяется созданию условий для активного познания окружающего мира через опыты, наблюдения и творческие эксперименты. Приводятся практические примеры занятий, направленных на развитие самостоятельности, логического мышления и любознательности у дошкольников.

Ключевые слова: дошкольное образование, познавательная активность, экспериментирование, исследовательская деятельность, развитие мышления, опыты.

Дошкольный возраст – это период активного познания мира. Дети стремятся исследовать окружающее пространство, задают множество вопросов, пытаются выяснить причины явлений, с которыми сталкиваются. Познавательная активность является основой для дальнейшего интеллектуального и личностного развития ребенка, и задача воспитателя – поддерживать и развивать этот интерес.

Одним из самых эффективных методов развития познавательной активности в дошкольном возрасте является детское экспериментирование. Оно помогает детям самостоятельно находить ответы на вопросы, изучать свойства предметов и явлений, учиться сравнивать, анализировать и делать выводы.

Роль экспериментирования в развитии познавательной активности

Детское экспериментирование – это деятельность, в ходе которой ребенок познает окружающий мир путем практических действий, наблюдений и простых опытов. В процессе экспериментов дети:

развивают сенсорное восприятие, внимание и память;

учатся устанавливать причинно-следственные связи;

получают первые навыки исследовательской деятельности;

приобретают уверенность в своих силах и способность к самостоятельному поиску решений.

Экспериментирование делает образовательный процесс более интересным, активным и эмоционально насыщенным, что особенно важно для детей средней группы детского сада (4–5 лет).

Методы и формы организации детского экспериментирования

1. Наблюдение

Наблюдение – это первый этап познания. Дети могут изучать, как изменяется природа в разное время года, наблюдать за поведением животных, ростом растений, свойствами воды, песка и других материалов.

Примеры наблюдений:

Как тает лёд в теплой комнате.

Как распускаются листья весной.

Как дождь оставляет следы на земле.

2. Простейшие опыты и эксперименты

Опыты позволяют детям делать собственные открытия и понимать, как устроен окружающий мир. Важно, чтобы эксперименты были безопасными, наглядными и доступными для понимания.

Примеры опытов:

«Что растворяется в воде?» (соль, сахар, мука, песок, масло).

«Тонет или плавает?» (эксперимент с разными предметами).

«Как ведет себя воздух?» (наблюдение за движением воздуха с помощью лёгких предметов, мыльных пузырей).

3. Исследовательская деятельность

Детям можно предлагать задания, требующие поиска решений и самостоятельных выводов. Например, эксперимент с ростом растений: дети высаживают семена в горшки и ухаживают за ними, наблюдая за процессом роста.

Другой пример – изучение свойств материалов: дети могут пробовать рвать бумагу, мять пластилин, пересыпать песок и делать выводы о свойствах каждого из этих материалов.

4. Игровые ситуации и творческие задания

Экспериментирование можно включать в сюжетно-ролевые игры, сказочные истории, тематические недели. Например:

«Путешествие капельки» – изучение круговорота воды в природе.

«Магазин исследователей» – игра, в которой дети «продают» предметы, объясняя их свойства.

«Чудесный мешочек» – эксперимент с тактильными ощущениями, когда дети на ощупь определяют предмет.

Создание условий для детского экспериментирования

Для того чтобы экспериментальная деятельность была эффективной, важно создать соответствующие условия в группе:

Обеспечить доступность материалов (емкости, лупы, песок, вода, бумага, краски, различные предметы для опытов).

Организовать уголок исследователя, где дети смогут самостоятельно проводить опыты и наблюдать за природными явлениями.

Поощрять детскую инициативу и самостоятельность, разрешать детям предлагать свои идеи для экспериментов.

Поддерживать интерес через вопросы: «Как ты думаешь, что произойдет, если?», «Почему это случилось?», «Что будет, если сделать иначе?»

Детское экспериментирование – это не просто увлекательное занятие, а мощный инструмент развития познавательной активности дошкольников. Опыты, наблюдения и исследовательские задачи формируют у детей способность анализировать, сравнивать, находить закономерности и делать выводы.

Задача воспитателя – создать условия для познавательной активности, поощрять детское любопытство, развивать их самостоятельность и стремление к открытиям. Чем больше возможностей для экспериментирования будет у детей в детском саду, тем легче им будет в будущем осваивать новые знания, проявлять инициативу и развивать исследовательские способности.

Список литературы

1. Арбузова Оксана Анатольевна, Кормильцына Елена Николаевна, Ефимова Оксана Геннадьевна ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Интерактивная наука. 2022. №10 (75).

2. Арефьева О. А. Формирование познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2019. №2.

3. Выскорко Анна Александровна Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5.

4. Шибкова Галина Альбертовна ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника
Опубликовано: 11 марта 2025 в 21:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Белюга (УИ 534716) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД