Папки-передвижки

Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность

Людмила Горох
Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Публикация «Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах

Не наукой, а частью души!

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, прозрачная вода и зелёная трава, белый снег и пушистые облака.

Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными.

Главная цель экологического воспитания - формирование основ экологической культуры, т. е. правильное отношение ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретённых в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе в проектно – исследовательской деятельности.

Проектно – исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

В проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно – следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Задачами организации проектной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения являются:

Формирование экологических представлений у старших дошкольников;

Формирование предпосылок поисковой деятельности;

• Проявление инициативности;

• Развитие умения находить решение проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к обучению в школе.

Экологические проекты в ДОУ.

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду :

1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

2. Проект – это “игра всерьез”, результаты которой значимы для детей и взрослых.

3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта :

1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.

2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.

3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.

Этапы разработки и проведения проекта :

1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение “детской цели”).

3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).

6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.

9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

Для формирования экологических представлений у старших дошкольников я организую проекты, различные по своей продолжительности. Один из таких проектов называется «Помоги зимующим птицам», который продолжался с ноября по январь 2015-2016 годов. Дети совместно с родителями изготовили кормушки из различного материала. Затем дети, родители и педагоги развешали кормушки на участке детского сада. В течение этого периода дети кормили птиц. В ходе проекта дети изучили особенности поведения птиц в зимнее время, получили знания о перелетных и зимующих птицах; подбирали иллюстрации, изучали литературные произведения. По окончании проекта был оформлен фотоколлаж.

Этапы, задачи и направления Содержание этапа Ожидаемый результат

Проект «Зимующие птицы»

-сформировать у детей умение различать и называть зимующих птиц;

-расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание)

- ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПТИЦАМ, ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ. Дидактические игры: «Сложи птичку», «Скажи какая-какой?», игра «Согреем птичку»

Родители Семейный проект «Зимняя кормушка»

Физическое развитие Развлечение «Праздник птиц»

Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций птиц, наблюдение за птицами у кормушки, чтение художественной литературы, подбор дидактического материала

Художественно – эстетическое развитие Изготовление кормушки, рисование «Сказочные птицы», прослушивание музыкального материала «Голоса птиц»

Работа по экологическому воспитанию ведется в нашей группе систематически. Она отражается в планах воспитательно – образовательной работы на каждый день: планируются занятия, беседы по экологической тематике, прогулки, наблюдения, экскурсии, чтение сказок, рассказов, дидактические, сюжетно – ролевые и подвижные игры, труд в природе. Преследуя цель – формирование детей экологической культуры – была проведена следующая работа.

1. Беседы:

«Что созрело в огороде», «Что созрело в саду», «Съедобные и несъедобные грибы», «Куда улетают птицы», «Какие бывают птицы».,

«Хвойное дерево – ель: кто дружит с ней», «Домашние животные», «Обитатели птичника», «Зимовье зверей!»

2. Чтение книг авторов – природоведов, стихов, пословиц, поговорок о природе, разгадывание загадок, рассматривание картин, иллюстраций.

3. Наблюдения на прогулке (кратковременные и длительные) за растительным и животным миром, за погодой, за трудом взрослых, труд в природе.

Наблюдения и уход за комнатными растениями, за посадкой огорода на подоконнике.

4. Создавались картотеки дидактических игр, наблюдения на прогулке, при помощи родителей оформили мини – альбомы «Домашние и дикие животные»

5. Экспериментальная деятельность : эксперименты со снегом, с водой, с ветками ели и сосны.

6. Закрепление знаний проходит через продуктивную деятельность (лепка, аппликация, рисование, работа с природным материалом).

Таким образом, проектная деятельность в работе с дошкольниками - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста через ознакомление с цветом» 1. Цели и задачи раздела Цель: формирование представлений об основных свойствах и качествах предметов Задачи: Образовательная: побуждать.

Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игр и проблемно-игровых ситуаций Информация из опыта работы М. И. Ревиной, воспитателя МБДОУ ДС №10 «Дюймовочка» ст. Брюховецкой, муниципального образования Брюховецкий.

Формирование любознательности у дошкольников через реализацию детских проектов по краеведению Проблема: Более чем у 60% дошкольников отмечается низкий уровень любознательности, интереса к прошлому и настоящему родного края. Причины:.

Формирование у дошкольников познавательно-экономических знаний через специально организованную экономическую деятельность 1. Актуальность проекта В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму.

Формирование у старших дошкольников представлений о правилах безопасности поведения на улице 1 Слайд Проблема: Легко ли научить ребенка вести себя на улице? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями.

Формирование экологических представлений у детей старшего возраста «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатст-вом явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет)Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет) Уважаемые коллеги!Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работы ДОУ,представляя собой альтернативную форму.

Опыт работы с родителями через проектную деятельность «Если дети умываются» Отчет о проекте «Если дети умываются» (работа с родителями) воспитателя Семикиной Л. М. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда.

Педагогический проект «Формирование здорового образа жизни через валеологическое воспитание старших дошкольников» слайд 1) Педагогический проект «Формирование здорового образа жизни через валеологическое воспитание старших дошкольников». Участники проекта.

Проект с участием родителей для старших дошкольников «Формирование представлений детей 6–7 лет о труде взрослых» На современном этапе развития дошкольного образования особое значение придаётся формированию у детей первоначальных представлений социального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 13:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Горох (УИ 451106) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД