Людмила Горох
Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Публикация «Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах
Не наукой, а частью души!
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, прозрачная вода и зелёная трава, белый снег и пушистые облака.
Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными.
Главная цель экологического воспитания - формирование основ экологической культуры, т. е. правильное отношение ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретённых в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе в проектно – исследовательской деятельности.
Проектно – исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
В проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно – следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
Задачами организации проектной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения являются:
• Формирование экологических представлений у старших дошкольников;
• Формирование предпосылок поисковой деятельности;
• Проявление инициативности;
• Развитие умения находить решение проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к обучению в школе.
Экологические проекты в ДОУ.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду :
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это “игра всерьез”, результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта :
1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.
3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.
Этапы разработки и проведения проекта :
1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.
2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение “детской цели”).
3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4. Обсуждает план с семьями воспитанников.
5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).
6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.
9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).
11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.
Для формирования экологических представлений у старших дошкольников я организую проекты, различные по своей продолжительности. Один из таких проектов называется «Помоги зимующим птицам», который продолжался с ноября по январь 2015-2016 годов. Дети совместно с родителями изготовили кормушки из различного материала. Затем дети, родители и педагоги развешали кормушки на участке детского сада. В течение этого периода дети кормили птиц. В ходе проекта дети изучили особенности поведения птиц в зимнее время, получили знания о перелетных и зимующих птицах; подбирали иллюстрации, изучали литературные произведения. По окончании проекта был оформлен фотоколлаж.
Этапы, задачи и направления Содержание этапа Ожидаемый результат
Проект «Зимующие птицы»
-сформировать у детей умение различать и называть зимующих птиц;
-расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание)
- ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПТИЦАМ, ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ. Дидактические игры: «Сложи птичку», «Скажи какая-какой?», игра «Согреем птичку»
Родители Семейный проект «Зимняя кормушка»
Физическое развитие Развлечение «Праздник птиц»
Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций птиц, наблюдение за птицами у кормушки, чтение художественной литературы, подбор дидактического материала
Художественно – эстетическое развитие Изготовление кормушки, рисование «Сказочные птицы», прослушивание музыкального материала «Голоса птиц»
Работа по экологическому воспитанию ведется в нашей группе систематически. Она отражается в планах воспитательно – образовательной работы на каждый день: планируются занятия, беседы по экологической тематике, прогулки, наблюдения, экскурсии, чтение сказок, рассказов, дидактические, сюжетно – ролевые и подвижные игры, труд в природе. Преследуя цель – формирование детей экологической культуры – была проведена следующая работа.
1. Беседы:
«Что созрело в огороде», «Что созрело в саду», «Съедобные и несъедобные грибы», «Куда улетают птицы», «Какие бывают птицы».,
«Хвойное дерево – ель: кто дружит с ней», «Домашние животные», «Обитатели птичника», «Зимовье зверей!»
2. Чтение книг авторов – природоведов, стихов, пословиц, поговорок о природе, разгадывание загадок, рассматривание картин, иллюстраций.
3. Наблюдения на прогулке (кратковременные и длительные) за растительным и животным миром, за погодой, за трудом взрослых, труд в природе.
Наблюдения и уход за комнатными растениями, за посадкой огорода на подоконнике.
4. Создавались картотеки дидактических игр, наблюдения на прогулке, при помощи родителей оформили мини – альбомы «Домашние и дикие животные»
5. Экспериментальная деятельность : эксперименты со снегом, с водой, с ветками ели и сосны.
6. Закрепление знаний проходит через продуктивную деятельность (лепка, аппликация, рисование, работа с природным материалом).
Таким образом, проектная деятельность в работе с дошкольниками - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.