елена безаева
Педсовет «Творческое рассказывание как средство развития связной речи у старших дошкольников»
Творческое рассказывание как средство развития связной речи у старших дошкольников
Как у любого педагога у меня есть профессиональное кредо:
«Мальчишек, девчонок любить не устану,
Для них самой лучшей на свете я стану,
Чтоб жили как в сказке ребята на свете,
Чтоб были счастливы и веселы дети.
Для этого надо чуть-чуть постараться
Немного сомою ребенком остаться!
Публикация «Педсовет „Творческое рассказывание как средство развития связной речи у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
(2слайд) Тема моей работы «Творческое рассказывание как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
(3слайд) «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языко- знания и психолингвистики.
Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л. С. Выготский,А. Н. Леонтьев,С. Л. Рубинштейн,Д,Б. Эльконин,К. Д. Ушинский,А. Н. Гвоздев,И. Е. Тихеева и др.). Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможности для участия в речевом общения каждого ребенка.
(4слайд) «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
Творческое рассказывание занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста, играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Овладение навыками творческого рассказывания знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, максимально способствует приближению ребенка к тому уровню связной речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности.
Термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.
Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы).
(5слайд) «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флёриной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других учёных, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приёмы и последовательность обучения.
Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложна задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел.
1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни (экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.
2. Другим важным условием успешного обучения творческому
рассказыванию принято считать обогащение и активация словаря.
3. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.
4. Ещё одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).
Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать сказку или рассказ.
(6слайд) «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью нашей педагогической деятельности: способствовать развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения творческому рассказыванию.
Задачи: (вы видите на экране)
• Развивать содержательность и связность монологической речи : обогащать содержание описательных рассказов детей за счет развития обследовательских действий детей, описательные рассказы о литературных персонажей,о реальных и сказочных животных, умение определять настроение,состояние живого существа по его внешним проявлениям.
• Продолжать развивать ситуативно деловое общение в диалогической речи детей, строить внеситуативно–познавательное общение на основе обсуждения прошедших и будущих событий в группе или в жизни отдельного ребенка.
• Развивать речевое творчество и выразительность.
• Развивать индивидуальные способности у детей в речевой деятельности.
• Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования».Для успешного воспитательно-образовательного процесса в группе преобразовывается развивающая предметно - пространственная среда по образовательной области «Речевое развитие». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Наши занятия проходят в форме ведения игровых обучающих ситуаций, где дошкольникам предоставляется возможность не только обучаться умению творчески рассказывать по картине, но и проявить свое творчество, для этого мы обращаемся к комплексу игр, предложенных известными авторами: Л. В Красильниковой, Кузнецовой А. Б., Сидорчук Т. А.
В ходе проведения игр дети с удовольствием и в непринужденной обстановке придумывали, рассказывали по картинам, одновременно проявляя свои творческие способности. Например, в ходе ведения игры «Живые картинки», дети не только отвечали за предмет, изображающий ими, но и вживались в роль, говоря уже после игры, «давай мы будем, как на картине изображать кошку с котятами.
Детям на первых занятиях давались образцы описания предметов, изображенных на картинке, сначала - перед рассказами детей; на последующих занятиях были предложены только планы описания предметов, а образец давался в конце занятия. Затем детям предлагалось для закрепления представлений о кошке, рассмотреть живого котёнка.
В педагогической деятельности мы используем такие методы моделирования как:
-Предметное моделирование – Л. В. Красильникова, Т. А. Ткаченко (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений);
-Графическое моделирование - Л. В. Красильникова, В. К. Воробьева (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
При обучении детей рассказыванию с использованием моделирования главными выступали следующие методические приемы: чтение текста, беседы, загадки, сюрпризы, игры, театры, рассказ : по плану-схеме; мнемотаблицы, по опорным вопросам, по цепочке, выборочный; по следам демонстрируемого действия;
Технические средства обучения : аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения; моделирование: графические схемы, фланелеграф, иллюстрации произведений, детские рисунки сюжетных фрагментов, детские схемы; иллюстрации рассказа одного ребенка другим (подбором картинок).
При обучении детей составлению рассказов-описаний, мы воспользовались схемами Л. В. Красильниковой, Т. А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В. К. Воробьёвой, которые и брали за основу, но изменяли и совершенствовали их.
Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят пред собой, на других — составляют рассказы на темы из личного опыта (т. е. на материале образов памяти, на третьих — придумывают сказки и рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.