Ольга Сахно
Совершенствование и обогащение связной речи через использование сюжетных картин и театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование и обогащение связной речи через использование сюжетных картин
и театрализованную деятельность
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Публикация «Совершенствование и обогащение связной речи через использование сюжетных картин и театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной и выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком, освоение его звуковой стороны, определенного словарного запаса.
Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно – эстетическому воспитанию каждого ребенка. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). Поэтому в своей образовательной деятельности с детьми, на логопедических занятиях, мы стараемся использовать театрализованную деятельность, для того, чтобы создать условия для развития и обогащения связной речи детей. В дошкольном детстве игра является ведущим видом деятельности. А театрализованная игра - драматизация вносит разнообразие в жизнь ребенка, вызывает у него праздничное радостное настроение. Театрализованные игры предполагают правильное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Данные игры используем при пересказе рассказов, сказок и диалогов. Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, четкой артикуляцией. Участие детей в играх – театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом. Новые задачи мы ставим перед ребенком, когда он участвует в пересказе сказок с несколькими действующими лицами, в ходе которых внимание переключается с одного партнера на другого, здесь детям необходимо внимательно следить за ходом всего действия и уметь вовремя сыграть свою роль. Продолжается работа над развитием связной речи, она становится более грамотной, выразительной, чистой и правильной.
Наряду с театрализованной деятельностью, одним из средств развития связной речи, которое мы используем в работе с детьми, является рассказывание по картине. О том, как велика роль картины и картинки в обучении детей рассказыванию, говорили многие педагоги и психологи: Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. А. Пельевская, Е. И. Родина, М. М. Конина, С. Л. Рубинштейн, А. А. Люблинская, В. С. Мухина и др. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах. А ведь это так важно! Ведь детский мир переполнен эмоциями. Даже в самом замкнутом и необщительном ребенке живет неповторимое сочетание чувств и эмоций. В процессе работы с картинами и картинками у детей развивается активный словарь, связная речь, умение четко и правильно составлять предложения и т. д. Именно поэтому, мы стараемся научить ребенка рассматривать картину и правильно выражать свои впечатления.
Обучение рассказыванию - одна из важнейших задач развития связной речи. В старшем дошкольном возрасте, в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляются все более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств, рассказ-образец дается для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными ("Как еж спас ежика", "Медвежонок на прогулке" и другие). Очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях мы ставим ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали : фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы. Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и, в известной степени, базируется на овладении навыками пересказа. При составлении различных по сложности рассказов в различной степени усиливается значение самостоятельного моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка в связи с отсутствием готовых авторских форм. Все это требует, с одной стороны, более высокого уровня и речевого развития, и, прежде всего, сформированного лексико-грамматического строя, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствования всех познавательных процессов, а, следовательно, усиленной и углубленной предварительной работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную базу для составления рассказов. С другой стороны, составление рассказов не только поднимает планку речевого развития, но и способствует совершенствованию познавательных процессов вообще, развитию логического мышления особенно, т. е. имеет место интенсивное проявление двух основных проявлений речи, а именно: выражение, образование и развитие мыслей, в конечном счете – значительное совпадение, слияние процессов мышления и речи.
Для составления описательных рассказов используются предметные и дидактические картинки, специально созданные для детских садов. Полезный наглядный материал для описания в старшем дошкольном возрасте – рисунки и аппликации детей, а также слайды, фотографии из их жизни, в том числе их портреты. Детям бывает особенно интересно, когда эти изображения проецируются на экран. По крупным сюжетным картинкам, ровно как и по серии картинок с одними и теми же героями, дети составляют связный повествовательный рассказ (например, как Таня приезжала в разное время года к бабушке и гуляла в сквере – по картинкам из серии "Наша Таня" О. И. Соловьевой).
Для лучшего понимания и определения художественного замысла той или иной картины, мы часто используем музыку, поэтические произведения. Это, с одной стороны, вызывает более пристальное внимание к картине, а с другой – подчеркивает ее настроение и помогает подобрать для описания определения, эпитеты, меткие сравнения, метафоры. Например, можно использовать стихи А. С. Пушкина, Ф. И Тютчева, С. А Есенина о природе, отдельные пьесы из "Времен года" П. И Чайковского, русские народные песни и мелодии.
Помогает понять настроение картины и такой методический прием: мы спрашиваем детей о том, какое у них бывает настроение, когда они играют в снежки, когда мамы нет дома, когда пришел врач делать укол и т. п. Конкретные ситуации, близкие опыту детей, позволяют подводить их к более очному определению человеческого настроения (веселое, гневное, радостное, задумчивое).
При обучении рассказыванию используется разнообразный изобразительный материал. Так, на занятиях находят применение картины, представленные сериями, с изображением продолжающегося действия. Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений также используется раздаточный материал, например предметные картинки, которые получает на занятиях каждый ребенок.
Постепенно у детей накапливается опыт рассказывания по рассматриваемым картинкам и картинам, и составления по ним рассказов и сказок. Для дальнейшего повышения детской активности и самостоятельности предусматривается такая методика занятий, при которой дошкольники сами могут почерпнуть из картины дополнительный материал для своих выступлений. Отметив в беседе самые существенные моменты сюжета, мы предлагаем детям самим найти в картине еще много интересного и рассказать об этом.
Работу по развитию связной речи мы продолжаем и в повседневной жизни: при чтении книг рассматриваем иллюстрации к произведениям и составляем рассказы по ним, описываем картины и картинки, находящиеся в групповой комнате и раздевалке, детские рисунки.