Юлия Сендецкая
Консультация для педагогов «Развитие связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности человека в процессе решения задач речевой коммуникации. Речевая деятельность определяется в современной отечественной психолингвистике как процесс активного целенаправленного опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой. Основу его составляет интеллектуальная деятельность передачи или приёма сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей людей в ходе общения.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Главным и определяющим средством осуществления речевого общения является язык или языковая система. Она включает в себя слова с их значениями и синтаксис: традиционно сложившиеся нормы, правила сочетания, объединения слов. Основными и универсальными единицами языка являются слово, предложение и текст.
Мысль говорящего или пишущего может быть по-разному сформирована и сформулирована при помощи одних и тех же языковых средств – словаря и грамматики данного языка. В связи с этим в общей структуре речевой деятельности наряду со средствами выделяют различные способы её осуществления. Им отвечают различные формы организации речевого общения, различные формы речи. Их три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя. Связную речь подразделяют на диалогическую и монологическую.
Диалогическая речь служит потребности непосредственного живого общения. Она состоит из реплик, отдельных высказываний.
Опирается на общность восприятия собеседников (если это просто беседа) или на различные взгляды (если это спор). Большую роль играют невербальные компоненты: жесты, мимика, интонация. Допускается грамматическая неполнота предложений.
Монологическая речь призвана выполнять коммуникативную цель – сообщать о каких-то фактах. Её особенностями являются: односторонний непрерывный характер высказывания, развёрнутость, логическая последовательность изложения ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, программированность, спланированность (не только отдельных высказываний, но и всего высказыванияв целом).
Различают три вида монологической речи : описание, повествование, рассуждение.
Описание – достаточно развёрнутая характеристика предмета или явления.
Повествование – сообщение о каком-то событии, содержащем динамику или о ряде последовательных событий.
Рассуждение – высказывание, отражающее причинно-следственную связь каких-либо фактов, явлений или отражение отношения говорящего к чему-либо.
Существенной характеристикой любого вида высказывания является связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей. Уже к 4-м годам детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета и повествование, а на 7-м году жизни – короткое рассуждение. Но полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относятся: формирование специальных мотивов, сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развёрнутого сообщения. Овладение связной речью возможно только при наличии определённого уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребёнка должна быт направлена речевая работа по формированию лексических и грамматических навыков.
Работа над предложением
1. Составление предложений по демонстрации действий (с последующим объединением отдельных предложений в короткие рассказы).
2. Составление предложений по картинкам (предметным, ситуационным).
2.1 Субъект – действие (Мальчик бежит).
2.2 Субъект – действие – объект (Девочка читает книгу).
2.3 Субъект – действие – оъект – орудие действия (Мальчик забивает гвоздь молотком).
2.4 Субъект – действие – место действия (Ребята играют в песочнице).
3. Составление предложений с последующим распространением (Мальчик пишет. Мальчик пишет письмо. Мальчик пишет письмо бабушке).
4. Составление предложений более сложной структуры: например, с однородными определениями (в предварительной работе эффективна игра «Подбери словечко»).
5. Составление сложносочиненных предложений с союзами «а» и «и».
6. Составление сложноподчиненных предложений.
7. Работа над вопросительными предложениями (формирование вопроса). Очень эффективна при решении этой задачи игра «Данетка» из технологии ТРИЗ.
Работе над предложением предшествует работа над словосочетанием, где решаются такие важные грамматические задачи, как правильное согласование прилагательных с существительными, числительных с существительными в роде, числе, падеже (пять красных роз, две красные розы, одна красная роза); правильное употребление предложнопадежных конструкций (под деревянным столом, на высоком дереве).
Обучение пересказу
Значительное место в системе коррекционного обучения отводится формированию навыков пересказа художественных произведений. Важен выбор произведений для пересказа. Предпочтение отдаётся текстам с такими композиционно-сюжетными особенностями, как наличие однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, ясной логической последовательности событий («Репка», «Колобок», «Скучная шуба» Л. Е. Улицкой и другие). Учитывается и объём текста, доступность лексического и грамматического материала.
Методические приё мы при обучении пересказу:
- опора на иллюстративный материал и словесную помощь педагога;
- использование предваряющего словесного плана-схемы;
- коллективный пересказ (по цепочке);
- рисование на сюжет пересказываемого текста;
- использование иллюстративного панно, макета;
- использование картинно-графического плана;
- использование методики «деформированного текста».
Большое значение придаётся анализу и обсуждению детских пересказов. Учитывается полнота, последовательность, самостоятельность, проявление элементов творчества.
Виды рассказов по картинкам
1. Рассказ по сюжетным многофигурным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого сюжета («Семья», «Зимние забавы»). Такие картинки дают возможность составления коротких рассказов, первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связного рассказа – повествования по всей картине.
2. Рассказы – описания по сюжетным картинам, в которых на первый план выступают изображения места действия, предметов («Ледоход», «Река замёрзла», «Мост через реку»).
3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок (иллюстрированный материал В. В. Гербовой, сюжетные серии из пособия Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше).
4. Рассказ по отдельной сюжетной картине с элементами творчества: придумывание предшествующих или последующих событий («Спасём мяч», «Шар улетел»).
5. Описание пейзажной картины.
Последние два вида рассказов проводятся на втором году обучения (в подготовительной к школе группе).
Обучение рассказыванию с элементами творчества
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире. Этот рассказа максимально приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
Основные виды творческих рассказов:
- рассказ по аналогии;
- придумывание продолжения рассказа;
- составление рассказа по нескольким опорным словам;
- составление рассказа на заданную тему.
Обучение составлению творческого рассказа осуществляется при условии сформированности у детей определённых навыков связных развёрнутых высказываний (пересказ, рассказ по картине, рассказ- описание предмета).
Варианты заданий для творческого рассказа: введение новых персонажей в старый сюжет, изменение места или времени действия в знакомом рассказе, рассказывание от первого лица.
Дальнейшая работа по совершенствованию навыков творческого рассказывания проводится в процессе школьного обучения.
Литература:
1. Глухов В. П. «Исследование состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», «Дефектология», № 6 – 1986 г.
2. Глухов В. П. «Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу», «Дефектология», №1, 1989.
3. Глухов В. П. «О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР», «Дефектология», №6, 1990
4. Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», М., Просвещение, 1990