Лучший педагог года

Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники

Марина Пузанова
Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники

В настоящее время проблема развития связной речи становится особенно актуальной. Главной отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютеров, «смсочное» общение, недостаток общения взрослых с детьми, что увеличивает число детей с недостатками в речи. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Публикация «Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники» размещена в разделах

В связи с этим, необходимы методы и технологии, отвечающие потребностям современных дошкольников. На наш взгляд, одним из таких методов является мнемотехника - прием, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Основателем педагогической мнемотехники можно считать П. Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно, так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей, и она не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, воображение, внимание. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.

Анализ публикаций по использованию мнемотехники в детском саду показало, что акцент в работе с дошкольниками делается на развитие памяти и речи.

Рассмотрим методы мнемотехники, которые используют педагоги ДОУ:

• метод «крокирования»

• метод эйдетизма

• метод ассоциативных цепочек

• метод трансформации

• метод Цицерона

• метод опор.

Наиболее доступным и широко применяемым является метод «крокирования» - использование мнемотаблиц, коллажей, чертежей, схем, набросков, зарисовок. Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем задание усложняется, демонстрируется мнемодорожка – это квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Применение мнемотаблиц в работе с детьми позволяет им лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т. к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать.

Коллажи - это учебные пособия, решающие задачи развития у дошкольников фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать, выполняющие задачу обучения детей.

Коллаж – это плотная бумага (картон, фланелеграф) различного формата (в зависимости от цели, на которую наклеиваются, накладываются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок и составляет суть коллажа. Детям объясняется, что коллаж похож на «салат», когда берут много различных продуктов и соединяют их между собой, получая вкусное блюдо. Поэтому первая и главная задача коллажа соединить, т. е. связать все картинки между собой. Таким образом, идет отработка сюжетного метода запоминания.

Примеры использования коллажей в речевом развитии детей : упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо - схему, которое они должны расшифровать; игра «Светофор» - дети должны определить место определенного звука в слове и выложить карточки-схемы по порядку, это и будет для детей подсказкой в воспроизведении цепочки слов.

Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Благодаря зарисовкам дети быстрее запоминают стихи, можно по зарисовкам предложить отгадать какое-либо стихотворение уже знакомое детям. Очень эффективен прием зарисовки на начальном этапе обучения в игре «Цепочка слов», где дети делают для себя наброски, изображая услышанное слово. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложить закрыть свои подсказки и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листочке.

Метод ассоциативных цепочек или метод «чепухи» заключается в том, что дети из предложенных слов или набора картинок составляют рассказ – «чепуху», они как бы дурачатся и в такой игре быстро запоминают цепочку слов. Например, слова: птичка, мяч, листок, котенок и т. д. С этими словами придумываем рассказ «Птичка играет в мяч, мяч обмахивается листочком, листок укусил котенка и т. д.» На первый взгляд нам кажется это полной бессмыслицей, а дети каждое слово ассоциируют с каким-либо действием, местонахождением и т. д. Можно провести игры типа «Чего не стало» и «Путаница».

Метод эйдетизма заключается в образном мышлении, умении воспроизвести в своей памяти яркие образы, действия с ними. В своей работе можно использовать такие игры, как «Объяснялки» - дети объясняют значение слова, как они его понимают, «На что похожи» - детям показывают картинку, например, а дети воображают, что это может быть. «Давайте выучим стихи» - в этой игре детям читают стихотворение и предлагают, как бы попасть в него, представить себе образы, героев этого стихотворения. Очень хорошо использовать этот метод для развития воображения, фантазии. Например: «Давайте отправимся покататься на облаках», «Путешествие в сказочный лес», «Вкусный цвет» и т. д.

Метод Цицерона - метод в работе с дошкольниками состоит в том, что игрушки, предметы, картинки или слова расположены (т. е. нарисованы, написаны, разложены и т. д.) на разных уровнях. С помощью этого метода решают не только задачу развития памяти, но и, что очень важно для детей, учат их ориентироваться в пространстве, использовать в своей речи предлоги. Например, игра «Магазин игрушек» - на столе под покрывалом стоит много игрушек, дети смотрят на них 60 секунд, потом отворачиваются и воспитатель изменяет их расположение. Игровое упражнение «Цветик – семицветик» для того, чтобы детям было легче запомнить расположение лепестков, мы используют игру «На что похоже?» (красный - на мак, оранжевый на апельсин, желтый - на солнышко и т. д.) Дети смотрят на цветок 10-15секунд и по памяти выбирают и раскладывают лепестки в нужном порядке. Можно еще использовать такие игры, как «Квадратные часы», «Чего не стало и где?», «Восстанови рисунок», «Размести зверей».

Благодаря методу трансформации или превращения у дошкольников развивают мыслительные процессы, фантазию. Например, задание с пластилином, с палочками, с геометрическими фигурами и т. д. Можно использовать такие игры, как «Перевертыши», «Дорисуй-ка», «Мартышки», «Новая фигура».

Метод образно-смысловых опор позволяет детям запоминать при помощи связывания по смыслу определенных слов, звуков, цифр и т. д. Например, игра «Запомни звуки», «Вспомни картинку», «Придумаем мультик».

Проанализировав опыт использования мнемотехники в работе с дошкольниками, мы пришли к выводу, что для развития связной речи наиболее эффективным будет использование метода «крокирования» (мнемотаблиц, коллажей, чертежей, схем, набросков, зарисовок).

Таким образом, использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками является востребованным направлением, позволяющим не только ускорить процесс запоминания информации, но и развивать психические процессы, наглядно представить изучаемый материал.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова, Г. Память на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых) / Г. Акимова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2006. – 154 с.

2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение / А. Г. Арушанова: книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозайка-Синтез, 2009. – 254 с.

3. Барсукова, Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек / Е. Л. Барсукова // Логопед. – 2009. – № 5. – С. 21-25.

4. Белоусова, Л. Е. Веселые встречи : Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники / Л. Е. Белоусова: методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – СПб. : «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2004. – 128 с.

5. Белоусова, Л. Е. Удивительные истории / Л. Е. Белоусова. – СПб: «Детство-пресс», 2000. – 128 с.

7. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

8. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большова. – СПб. : Нева, 2005. – 236 с.

9. Вахрушев, А. А. Здравствуй, мир! / А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова. – М. : «Баласс», 2000. – 239 с.

10. Вербицкий, А. А. Игровое моделирование: Методология и практика / под ред. И. С. Ладенко. – Новосибирск, 2009. – 312 с.

11. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. – М. : ЧеРо, 2004. – 199 с.

12. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : Дело, 2005. – 114 с.

13. Горохова, О. В. Мнемотехника для детей / О. В. Горохова. – СПб. : Нева, 2009. – 254 с.

14. Громова, О. Е. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова. – М. : Дрофа, 2005. – 241 с.

15. Гуреева, Н. А. Год до школы. Развиваем память : Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике / Н. А. Гурьева. – СПб. : Нева-Пресс, 2000. – 287 с.

16. Давыдова, Т. Г. Использование опорных схем в работе с детьми / Т. Г. Давыдова, В. М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 1. – С. 16-20.

17. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2011. – 528 с.

18. Житникова, Л. Учите детей запоминать / Л. Житникова. – М. : Просвещение, 2005. – 254 с.

19. Земляченко, М. В. Формирование связной речи с помощью мнемотехники / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина, Г. И. Посохова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 125-128.

20. Кислова, Т. Р. По дороге к азбуке / Т. Р. Кислова. – М. : «Баласс», 2002. – 258 с.

21. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В. А. Козаренко. – М. : Самиздат, 2007. – 350 с.

22. Колеватова, А. А. Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи / А. А. Колеватова: [Электронный ресурс] / сайт «Фестиваль педагогических идей». – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/556663/

23. Малетина, Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н. С. Малетина, Л. В. Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6. – С. 64-68.

24. Нищева, Н. В. Развивающие сказки / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 224 с.

25. Олейник, Н. А. Технология «Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники» / Н. А. Олейник. – Новосибирск, 2008. – 194 с.

26. Омельченко, Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 102-115.

27. Павлова, И. В. Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста. Современное общество, наука и образование: модернизация и инновации / И. В. Павлова: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2013 г. В 5 частях. Часть 5. Мин-во обр. и науки – М. : «АР-Консалт», 2013. – С. 124-125.

28. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т. Б. Полянская: учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2010. – 64 с.

29. Радуга: Программа и руководство для воспитателей ст. группы дет. сада сост. Т. И. Доронова. – М. : Просвещение, 1993. – 224 с.

Публикации по теме:

Игры, направленные на развитие связной речи у дошкольников Цель:Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию.

Использование мнемотехники при формировании связной речи у детей дошкольного возраста Формирование речи у детей дошкольного возраста является очень важной и трудно решаемой задачей. Успех ее решения необходим для подготовки.

Консультация «Развитие связной речи у детей средствами театрализованной деятельности» Развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность: · Во второй младшей группе; · В средней группе; · В старшей группе; ·.

Мастер класс «Развитие памяти воспитанников средствами мнемотехники» Мастер класс «Развитие памяти воспитанников средствами мнемотехники»Ведущий мастер- класса: социальный педагог отделения семейных воспитательных.

Презентация практических достижений «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники» 1 слайд Визитная карточка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка- детский сад №7 Майорова.

Развитие связной речи дошкольников . Противоречие в том, что в благоприятный период развития и обогащения речи ребенок описывает предмет (явление, событие) парой слов; рассказывает.

Проект «Развитие речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Театрализация мордовской народной сказки «Как собака друга себе.

Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности.

Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования Учить ребёнка рассказывать—значит формировать его связную речь. Происходит совершенствование всех сторон устной речи. Всё это необходимо.

Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование В дошкольном возрасте очень важным является развитие речи ребёнка. Это является важным условием умственного воспитания дошкольника. В своей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 20:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД