Марина Пузанова
Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема развития связной речи становится особенно актуальной. Главной отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютеров, «смсочное» общение, недостаток общения взрослых с детьми, что увеличивает число детей с недостатками в речи. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Публикация «Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В связи с этим, необходимы методы и технологии, отвечающие потребностям современных дошкольников. На наш взгляд, одним из таких методов является мнемотехника - прием, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Основателем педагогической мнемотехники можно считать П. Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно, так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей, и она не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, воображение, внимание. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.
Анализ публикаций по использованию мнемотехники в детском саду показало, что акцент в работе с дошкольниками делается на развитие памяти и речи.
Рассмотрим методы мнемотехники, которые используют педагоги ДОУ:
• метод «крокирования»
• метод эйдетизма
• метод ассоциативных цепочек
• метод трансформации
• метод Цицерона
• метод опор.
Наиболее доступным и широко применяемым является метод «крокирования» - использование мнемотаблиц, коллажей, чертежей, схем, набросков, зарисовок. Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем задание усложняется, демонстрируется мнемодорожка – это квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Применение мнемотаблиц в работе с детьми позволяет им лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.
Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т. к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать.
Коллажи - это учебные пособия, решающие задачи развития у дошкольников фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать, выполняющие задачу обучения детей.
Коллаж – это плотная бумага (картон, фланелеграф) различного формата (в зависимости от цели, на которую наклеиваются, накладываются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок и составляет суть коллажа. Детям объясняется, что коллаж похож на «салат», когда берут много различных продуктов и соединяют их между собой, получая вкусное блюдо. Поэтому первая и главная задача коллажа соединить, т. е. связать все картинки между собой. Таким образом, идет отработка сюжетного метода запоминания.
Примеры использования коллажей в речевом развитии детей : упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо - схему, которое они должны расшифровать; игра «Светофор» - дети должны определить место определенного звука в слове и выложить карточки-схемы по порядку, это и будет для детей подсказкой в воспроизведении цепочки слов.
Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Благодаря зарисовкам дети быстрее запоминают стихи, можно по зарисовкам предложить отгадать какое-либо стихотворение уже знакомое детям. Очень эффективен прием зарисовки на начальном этапе обучения в игре «Цепочка слов», где дети делают для себя наброски, изображая услышанное слово. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложить закрыть свои подсказки и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листочке.
Метод ассоциативных цепочек или метод «чепухи» заключается в том, что дети из предложенных слов или набора картинок составляют рассказ – «чепуху», они как бы дурачатся и в такой игре быстро запоминают цепочку слов. Например, слова: птичка, мяч, листок, котенок и т. д. С этими словами придумываем рассказ «Птичка играет в мяч, мяч обмахивается листочком, листок укусил котенка и т. д.» На первый взгляд нам кажется это полной бессмыслицей, а дети каждое слово ассоциируют с каким-либо действием, местонахождением и т. д. Можно провести игры типа «Чего не стало» и «Путаница».
Метод эйдетизма заключается в образном мышлении, умении воспроизвести в своей памяти яркие образы, действия с ними. В своей работе можно использовать такие игры, как «Объяснялки» - дети объясняют значение слова, как они его понимают, «На что похожи» - детям показывают картинку, например, а дети воображают, что это может быть. «Давайте выучим стихи» - в этой игре детям читают стихотворение и предлагают, как бы попасть в него, представить себе образы, героев этого стихотворения. Очень хорошо использовать этот метод для развития воображения, фантазии. Например: «Давайте отправимся покататься на облаках», «Путешествие в сказочный лес», «Вкусный цвет» и т. д.
Метод Цицерона - метод в работе с дошкольниками состоит в том, что игрушки, предметы, картинки или слова расположены (т. е. нарисованы, написаны, разложены и т. д.) на разных уровнях. С помощью этого метода решают не только задачу развития памяти, но и, что очень важно для детей, учат их ориентироваться в пространстве, использовать в своей речи предлоги. Например, игра «Магазин игрушек» - на столе под покрывалом стоит много игрушек, дети смотрят на них 60 секунд, потом отворачиваются и воспитатель изменяет их расположение. Игровое упражнение «Цветик – семицветик» для того, чтобы детям было легче запомнить расположение лепестков, мы используют игру «На что похоже?» (красный - на мак, оранжевый на апельсин, желтый - на солнышко и т. д.) Дети смотрят на цветок 10-15секунд и по памяти выбирают и раскладывают лепестки в нужном порядке. Можно еще использовать такие игры, как «Квадратные часы», «Чего не стало и где?», «Восстанови рисунок», «Размести зверей».
Благодаря методу трансформации или превращения у дошкольников развивают мыслительные процессы, фантазию. Например, задание с пластилином, с палочками, с геометрическими фигурами и т. д. Можно использовать такие игры, как «Перевертыши», «Дорисуй-ка», «Мартышки», «Новая фигура».
Метод образно-смысловых опор позволяет детям запоминать при помощи связывания по смыслу определенных слов, звуков, цифр и т. д. Например, игра «Запомни звуки», «Вспомни картинку», «Придумаем мультик».
Проанализировав опыт использования мнемотехники в работе с дошкольниками, мы пришли к выводу, что для развития связной речи наиболее эффективным будет использование метода «крокирования» (мнемотаблиц, коллажей, чертежей, схем, набросков, зарисовок).
Таким образом, использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками является востребованным направлением, позволяющим не только ускорить процесс запоминания информации, но и развивать психические процессы, наглядно представить изучаемый материал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова, Г. Память на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых) / Г. Акимова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2006. – 154 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение / А. Г. Арушанова: книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозайка-Синтез, 2009. – 254 с.
3. Барсукова, Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек / Е. Л. Барсукова // Логопед. – 2009. – № 5. – С. 21-25.
4. Белоусова, Л. Е. Веселые встречи : Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники / Л. Е. Белоусова: методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – СПб. : «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2004. – 128 с.
5. Белоусова, Л. Е. Удивительные истории / Л. Е. Белоусова. – СПб: «Детство-пресс», 2000. – 128 с.
7. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
8. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большова. – СПб. : Нева, 2005. – 236 с.
9. Вахрушев, А. А. Здравствуй, мир! / А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова. – М. : «Баласс», 2000. – 239 с.
10. Вербицкий, А. А. Игровое моделирование: Методология и практика / под ред. И. С. Ладенко. – Новосибирск, 2009. – 312 с.
11. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. – М. : ЧеРо, 2004. – 199 с.
12. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : Дело, 2005. – 114 с.
13. Горохова, О. В. Мнемотехника для детей / О. В. Горохова. – СПб. : Нева, 2009. – 254 с.
14. Громова, О. Е. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова. – М. : Дрофа, 2005. – 241 с.
15. Гуреева, Н. А. Год до школы. Развиваем память : Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике / Н. А. Гурьева. – СПб. : Нева-Пресс, 2000. – 287 с.
16. Давыдова, Т. Г. Использование опорных схем в работе с детьми / Т. Г. Давыдова, В. М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 1. – С. 16-20.
17. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2011. – 528 с.
18. Житникова, Л. Учите детей запоминать / Л. Житникова. – М. : Просвещение, 2005. – 254 с.
19. Земляченко, М. В. Формирование связной речи с помощью мнемотехники / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина, Г. И. Посохова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 125-128.
20. Кислова, Т. Р. По дороге к азбуке / Т. Р. Кислова. – М. : «Баласс», 2002. – 258 с.
21. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В. А. Козаренко. – М. : Самиздат, 2007. – 350 с.
22. Колеватова, А. А. Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи / А. А. Колеватова: [Электронный ресурс] / сайт «Фестиваль педагогических идей». – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/556663/
23. Малетина, Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н. С. Малетина, Л. В. Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6. – С. 64-68.
24. Нищева, Н. В. Развивающие сказки / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 224 с.
25. Олейник, Н. А. Технология «Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники» / Н. А. Олейник. – Новосибирск, 2008. – 194 с.
26. Омельченко, Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 102-115.
27. Павлова, И. В. Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста. Современное общество, наука и образование: модернизация и инновации / И. В. Павлова: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2013 г. В 5 частях. Часть 5. Мин-во обр. и науки – М. : «АР-Консалт», 2013. – С. 124-125.
28. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т. Б. Полянская: учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2010. – 64 с.
29. Радуга: Программа и руководство для воспитателей ст. группы дет. сада сост. Т. И. Доронова. – М. : Просвещение, 1993. – 224 с.