Лучший педагог года

Презентация практических достижений «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»

Мария Осокина
Презентация практических достижений «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Визитная карточка

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение Центр развития ребёнка- детский сад №7

Майорова Мария Сергеевна

Педагогический стаж: 9 лет

Профессиональное кредо:

«Ребёнок любит только того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью». Ф. Э. Дзержинский

Городской округ г. Бор 2016 год

2 слайд

Тема презентации

«Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»

Темочки:

3 слайд

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Научно- исследовательские условия

Мнемотехника как средство развития связной речи по мнению великих педагогов:

С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин рассматривают наглядность, как один из факторов облегчающих процесс становления связной речи «… рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия».

Л. С. Выготский выделяет в качестве второго вспомогательного фактора «создание плана высказывания». Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно- графическими схемами; Т. А. Ткаченко- предметно-схематическими моделями; Л. Н. Ефименкова- схемой составления рассказа.

4 слайд

Методические условия

• Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

• Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

• Стукалина В. П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета.

• Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники

5 слайд

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования :

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Решение данных проблем на современном этапе возможно при условии преобразования процесса обучения в интересную, занимательную, развивающую деятельность.

6 слайд

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы: 1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

7 слайд

Цели и задачи педагогической деятельности.

Цель: Содействие развитию произвольной памяти у детей 4-5 лет на основе заучивания стихотворений с помощью мнемотехники.

Задачи: Развивать связную и диалогическую речь.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

Обучать детей правильному звукопроизношению.

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

8 слайд

Ведущая педагогическая идея

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский

9 слайд

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотаблица как своеобразный зрительный план для создания монологов, помогает детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблица как дидактический материал по развитию связной речи детей использую для :

- формировании культурно-гигиенических навыков,

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при отгадывании и загадывании загадок,

- при заучивании стихов,

- систематизировании знаний о сезонных изменениях.

10 слайд

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

11 слайд

Совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и др.

1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

3) Интеграция детской деятельности.

II. Комплексно-тематический принцип:

1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;

2) Виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;

3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

12 слайд

Технология реализации опыта (средняя группа)

Составление описательных рассказов

Пересказ художественной литературы

Заучивание стихотворения

13 слайд

Работа с родителями

Родительское собрание на тему «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»

14 слайд

Результаты:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

=словарный запас выходит на более высокий уровень;

=дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

15 слайд

Литература

1. Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.

2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

3. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

4. Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

6. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.

Источники иллюстраций Фотографии из личного архива Майоровой М. С.

16 слайд

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Игры, направленные на развитие связной речи у дошкольников Цель:Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию.

Использование мнемотехники при формировании связной речи у детей дошкольного возраста Формирование речи у детей дошкольного возраста является очень важной и трудно решаемой задачей. Успех ее решения необходим для подготовки.

Конспект занятия с элементами мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Цель: расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, подвести к пониманию обобщающих слов «овощи» и «фрукты». Задачи: 1. Образовательные.

Использование мнемотехники в связной речи В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования связной речи у детей. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами,.

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников» Отчет по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников» Анна Александрова Отчет.

Развитие связной речи дошкольников . Противоречие в том, что в благоприятный период развития и обогащения речи ребенок описывает предмет (явление, событие) парой слов; рассказывает.

Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования Учить ребёнка рассказывать—значит формировать его связную речь. Происходит совершенствование всех сторон устной речи. Всё это необходимо.

Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование В дошкольном возрасте очень важным является развитие речи ребёнка. Это является важным условием умственного воспитания дошкольника. В своей.

План работы по самообразованию «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» Актуальность исследования Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники 1.2. Актуальность опыта Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация практических достижений «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»
Опубликовано: 22 ноября 2016 в 21:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация практических достижений «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Осокина (УИ 303384) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД