Мария Осокина
Презентация практических достижений «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Визитная карточка
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Центр развития ребёнка- детский сад №7
Майорова Мария Сергеевна
Педагогический стаж: 9 лет
Профессиональное кредо:
«Ребёнок любит только того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью». Ф. Э. Дзержинский
Городской округ г. Бор 2016 год
2 слайд
Тема презентации
«Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»
Публикация «Презентация практических достижений „Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3 слайд
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно- исследовательские условия
Мнемотехника как средство развития связной речи по мнению великих педагогов:
С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин рассматривают наглядность, как один из факторов облегчающих процесс становления связной речи «… рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия».
Л. С. Выготский выделяет в качестве второго вспомогательного фактора «создание плана высказывания». Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно- графическими схемами; Т. А. Ткаченко- предметно-схематическими моделями; Л. Н. Ефименкова- схемой составления рассказа.
4 слайд
Методические условия
• Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
• Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
• Стукалина В. П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета.
• Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники
5 слайд
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования :
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Решение данных проблем на современном этапе возможно при условии преобразования процесса обучения в интересную, занимательную, развивающую деятельность.
6 слайд
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы: 1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
7 слайд
Цели и задачи педагогической деятельности.
Цель: Содействие развитию произвольной памяти у детей 4-5 лет на основе заучивания стихотворений с помощью мнемотехники.
Задачи: Развивать связную и диалогическую речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
8 слайд
Ведущая педагогическая идея
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский
9 слайд
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотаблица как своеобразный зрительный план для создания монологов, помогает детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблица как дидактический материал по развитию связной речи детей использую для :
- формировании культурно-гигиенических навыков,
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов,
- систематизировании знаний о сезонных изменениях.
10 слайд
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
11 слайд
Совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и др.
1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
3) Интеграция детской деятельности.
II. Комплексно-тематический принцип:
1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
2) Виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
12 слайд
Технология реализации опыта (средняя группа)
Составление описательных рассказов
Пересказ художественной литературы
Заучивание стихотворения
13 слайд
Работа с родителями
Родительское собрание на тему «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»
14 слайд
Результаты:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
=словарный запас выходит на более высокий уровень;
=дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
15 слайд
Литература
1. Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.
3. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
4. Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
6. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.
Источники иллюстраций Фотографии из личного архива Майоровой М. С.
16 слайд
Спасибо за внимание!