Получи документы

Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование

Елена Кирильченко
Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте очень важным является развитие речи ребёнка. Это является важным условием умственного воспитания дошкольника. В своей работе с детьми я активно использую метод наглядного моделирования. Использование мнемотаблиц и схем-моделей заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

Составляем мнемотаблицы

Публикация «Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование» размещена в разделах

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова, расчертить лист бумаги на квадраты;

2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);

3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах. Расшифровка таблицы: 1. Что это за птица?

2. Она дикая или домашняя?

3. Какого цвета?

4. Чем питается?

5. Какие звуки издает?

6. Что делает, как живет?

7. Где живет?

8. Какие у нее детеныши?

9. Какую пользу (или вред) приносит людям?

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным. Через сказку я знакомлю детей с сезонными явлениями природы. С этой целью использую обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям самостоятельно составить мнемотаблицу об осени, зиме, весне, лете и рассказать о них. Эта таблица – ключ к запоминанию и воспроизведению информации. Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи; у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности. Для того чтобы побудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек я использую прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление. Дети легче заучивают стихотворение по мнемотаблице, что помогает им запомнить логическую последовательность символов (образов, помогает освоить элементы рассказывания. Например, заучивание стихотворений «Осень наступила», «Шел по лесу Дед Мороз», «Отшумела злая вьюга», песенка «Как у бабушки козел»… Так же в работе с детьми по развитию связной речи я использую коллаж. Например, «Вспомни сказку по коллажу». Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Главная задача которого – соединить, т. е. связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Что способствует закреплению различных методов запоминания; развитию фотографической памяти ребенка; расширению словарного запаса, образного восприятия; развитию устной речи; умению связно говорить, рассказывать. Дети 5 -6 лет любят фантазировать, придумывать свои сказки и истории «Как я провел выходной день», «Если бы я был волшебником» и т. п. Поэтому для составления творческих рассказов так же можно использовать приемы мнемотехники. У детей закрепится понятие о структуре рассказа (начало, середина, конец). Они научатся правильно использовать в своей речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ (сказку). Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше они будут готовы к школе, так как связная речь является важнейшим показателем умственных способностей.

Заниматься по мнемотаблицам не обязательно в группах, это вполне можно делать и наедине с ребенком, дома, если у родителей, бабушек и дедушек есть желание развить мышление ребенка, обогатить его речь и научить его правильно разговаривать.

Публикации по теме:

Развитие связной речи через творческие формы работы с детьмиРазвитие связной речи через творческие формы работы с детьми Проблема развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде,.

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников Моделирование как средство развития связной речи дошкольников. Овладение родным языком, развитие речи – это не только самые важные приобретения.

Развитие связной речи дошкольников . Противоречие в том, что в благоприятный период развития и обогащения речи ребенок описывает предмет (явление, событие) парой слов; рассказывает.

Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин ПРЕЗЕНТАЦИЯ Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин Воспитатель: Воронина Инна.

Развитие связной речи старших дошкольников через изобразительную деятельность с применением ИКТ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Речь.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Система логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР через развитие пространственных отношений СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Данилюк М. П. МБДОУ №.

Развитие связной речи у дошкольников Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Существует два типа связной.

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников. Моделирование как средство развития связной речи дошкольников. Овладение родным языком, развитие речи – это не только самые важные приобретения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование
Опубликовано: 27 октября 2016 в 09:32
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кирильченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД