Елена Васильева
Использование мнемотехники при формировании связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование речи у детей дошкольного возраста является очень важной и трудно решаемой задачей. Успех ее решения необходим для подготовки детей к успешному обучению в школе и для общения с окружающими взрослыми и сверстниками.
В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы как:
— скудный словарный запас;
— неумение согласовывать слова в предложениях;
— грубые нарушения звукопроизношения;
— нарушения внимания;
— несовершенно логическое мышление.
Публикация «Использование мнемотехники при формировании связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Вот поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать последовательно (связно) о событиях окружающей жизни. У ребенка дошкольника преобладает наглядно - образная память и поэтому запоминания носят непроизвольный характер: дети намного лучше запоминают события, явления, факты, близкие их жизненному опыту. И поэтому в своей работе я стала использовать творческие методики, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Я заметила, что приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Ведь в процессе обучения дети учатся пользоваться не изображениями предметов, а символами, что облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
Свою работу я начинала с использования простых мнемоквадратов,
далее постепенно переходила к мнемодорожкам, а позже мнемотаблицам. Работа по мнемотехнике, как и любая другая, строится поэтапно от простого к сложному.
Так работая с текстом, не каждый ребенок понимает авторскую мысль и затрудняется ответить на вопросы по содержанию текста, в помощь детям я стала использовать мнемоквадраты. Эти схемы помогали самостоятельно определять свойства и признаки рассматриваемого предмета (объекта, обогащать словарный запас. Дети быстро освоили принцип замещения, соответственно легче запоминали образы (каждому герою соответствовал определенный цвет). Далее стала усложнять задания, использовать изображения персонажей с помощью геометрических фигур.
А на следующем этапе работы, для того, чтобы дети поняли основную последовательность и связность текста, могли его удержать в памяти, я познакомила детей с мнемодорожками. В этой схеме занесена определенная информация, содержание которой я должна донести до детей т. к. поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят обучающие мнемотаблицы.
В содержаниях мнемотаблиц используется графическое изображение персонажей сказок, явлений природы, некоторые действия и другое, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Важно наглядную схему изобразить так, чтобы она была понятна детям.
Эффективно использовать мнемотаблицы для разучивания стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр, а так же для составления описательных рассказов по любой лексической теме. Опираясь на таблицы, дети легко запоминают текст и передают его содержание.
Результативность педагогического опыта.
Используя в своей работе метод мнемотехники, мне удалось повысить уровень развития связной речи детей, а так же решить задачи направленные на развитие основных психических процессов, что позволяет подготовить детей к успешному обучению в школе.
Начав работу с детьми по использованию мнемотехники, достигнуты следующие результаты:
— пополнен и активизирован словарный запас детей;
— систематизировались и расширились знания детей по лексическим темам, знания об окружающем мире;
— улучшилось состояние связной речи, логическое мышление;
— дети умеют договариваться между собой и работать слаженно;
— научились отвечать на вопросы полным предложением на вопросы взрослого;
— умеют обратиться к взрослому с вопросом;
— появилась уверенность в себе.
Мною был проведен мониторинг развития связной речи детей, который показал следующие результаты:
— дети с удовольствием стали пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории в повседневной жизни;
— значительно расширился круг знаний об окружающем мире;
— заметно расширился активный и пассивный словарь;
— у детей появился интерес к заучиванию стихов, пословиц, загадок;
— дети стали более общительными им удалось преодолеть застенчивость и робость.
Опыт моей работы показал, что память детей укрепляется; развивается образное мышление, дети запоминают тексты намного лучше и больше по объему, стихотворение с легкостью запоминается целиком и такое занятие стало веселым и эмоциональным.
Новизна заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
1. Принцип интеграции: интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.
2. Комплексно-тематический принцип: объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
Метод моделирования охватывает все образовательные области:
• развитие культурно–гигиенических навыков;
• рассказывание о растительном, животном и предметном мире;
• уход за комнатными растениями;
• рассказывание о времени года;
• отгадывание, разгадывание и придумывание загадок;
• заучивание стихотворений;
• математика;
• физическое развитие;
• художественно-эстетическое развитие.
Работа строится и реализуется в тесном контакте с другими педагогами ДОУ, родительским сообществом (разработка перспективно-тематического планирования, показ открытых занятий и проведение родительских собраний с целью повышения заинтересованности и повышение компетенции родителей по данной теме, показ открытых занятий в рамках школы молодого педагога, проведение консультаций, педагогических часов с целью актуальности решения и оптимизации данной темы, разработан блок педагогического мастерства для педагогов ДОУ, презентация педагогического опыта, информационное обеспечение и рефлексивный анализ).