Елена Долганина
Проект «Развитие речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»
Театрализация мордовской народной сказки «Как собака друга себе искала»
Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
Публикация «Проект „Развитие речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель: Коррекция, развитие и профилактика речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития, через использование театральной деятельности и сказкотерапии.
1. Развитие звукопроизношения, слуховой памяти и фонематического слуха.
2. Развитие артикуляционного аппарата.
3. Развитие речевого дыхания, силы, высоты и тембра голоса.
4. Формирование правильного произношения звуков формирование правильного темпа речи и интонационно выразительности речи.
5. Формирование грамматического строя речи.
6. Обогащение и расширение словарного запаса.
7. Формирование связной речи.
8. Развитие моторики.
9. Развитие познавательной деятельности, инициативности, подражательности, имитационные и творческие способности; двигательной активности; умения выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию.
Задачи:
1. Развивать связную речь детей.
2. Подводить к умению:
• выразительно интонировать голоса героев сказки;
• использовать образные выражения при пересказе сказки;
• выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
3. Совершенствовать:
• лексико-грамматические средства языка;
• звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом, создать, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность профилактики и развитие речи детей дошкольного возраста через театрально – игровую деятельность.
5. Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
6. Вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад». Создать комплексную педагогическую технологию, включающую формирование всей речевой системы на основе мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники – конкурсы.
7. Повысить культурный уровень дошкольников, организовать длительное воздействие ребенка с элементами театрально - игровой деятельности и методами развития речи; углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания.
Новизна проекта.
Использование новых форм в логопедической работе: сказкотерапии и театральной деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении, использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи. Создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность; совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитателей и родителей.
Структура проекта
1 этап Подготовительный
Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений. Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, опробование ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.
2 этап Практический.
Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач связанных с развитием речи, их готовность к работе. Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:
Выразительное чтение литературного произведения.
1. Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные).
2. Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).
3. Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.).
4. Анализ событий, которые описаны в сказке. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
5. Распределение ролей.
6. Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки.
7. Работа над ролью составление словесного портрета героя.
8. Работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста:
- работа над речью;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации;
- работа над характером роли;
- работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли.
3 этап Формирующий
Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью. Третий этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.
4 этап Аналитический. Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам