Вера Андреевна Лисицкая
Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития связной речи актуальна и значима в настоящее время, так как от ее сформированности зависит познание окружающего мира и успешность обучения, и развитие личности в целом.
Публикация «Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО формирование правильной речи является одной из главных задач дошкольного образования. В речи детей существует множество проблем, требующих незамедлительного решения, ведь любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Как известно: игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, того, что в нём заложено и проявлено. Благодаря дидактическим играм воспитательно-образовательный процесс проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Игра невозможна без речевого общения. Обладая развитой связной речью, дети могут аргументировано и логично излагать свои суждения, давать развёрнутые ответы на вопросы.
В игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая самостоятельный действенный и чувственный опыт.
Игры имеют большое познавательное значение - расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д. В ходе игры развивается речевая активность детей, воспитывается выдержка (ребёнок должен отвечать тогда, когда его спрашивают). В игре ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, они формируют его движения, внимание, умение сосредоточиться.
Для детей в возрасте 4-5 лет характерна большая устойчивость внимания. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление : наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
В своей практике для развития связной речи я использую игры с мячом. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению. Примеры таких игр: «Мяч бросай и животных называй», «Назови ласково», «Подбери действие?», «Назови противоположности» и другие.
Очень нравятся детям различные игры с прищепками, которые также можно использовать по теме недели. Это такие игры, как: «Чей домик?», Чей хвостик?», «Чей малыш?» и т. д.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Широко известная игра «Волшебный мешочек» нравится детям за её неожиданность, сюрпризность. Её можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на развитие связной речи. Я использую ее для пополнение словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи. Например, такие игры, как «Угадай предмет и опиши его», «Как ты узнал», «Расскажи про.» и т. д.
Словесные игры-дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Это игры:-«Скажи какой» :- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький; «Летает - не летает»; «Назови одним словом» и т. д.
Игры с пальчиками- это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. В пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются.
Также использую такие игры, как:
«Чего сколько?» Игра направлена на формирование умения правильно соединить существительное с числительным.
«Скажи наоборот» Игра упражняет в образовании антонимов в разных частях речи.
«Кто что делает?» Учим подбирать слова-действия. Наличие разнообразных глаголов обогащает нашу речь, помогает различать их многочисленные смысловые оттенки.
«Один - много» В русском языке есть несколько способов образования форм множественного числа. Дети часто их путают.
«Назови ласково» Учим образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Третий лишний» Выделяем признаки, по которым нужно объединить группу предметов.
«Отвечай быстро» Подбираем три прилагательных, обозначающих различные характерные свойства какого-либо предмета – цвет, вкус, размер и т. п.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.