Нина Жидкова
Развитие связной речи детей с ОНР с использованием технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое количество детей имеют различные нарушения в речевом развитии. Самое распространенное нарушение – общее недоразвитие речи, в структуру которого входит нарушение связной речи.
Общее недоразвитие речи – это многообразные сложные речевые расстройства, вследствие которых нарушается развитие всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при сохранном слухе и интеллекте [1].
Публикация «Развитие связной речи детей с ОНР с использованием технологии В, В, Воскобовича „Сказочные лабиринты игры“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Связная речь представляет собой развернутое изложение определенного содержания, которое реализовывается логично, последовательно, правильно, грамматически точно и образно [2].
В своей работе мы постоянно используем различные педагогические, игровые технологии, способствующие оптимизации коррекционной работы. Мы решили применить технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Она привлекла наше внимание тем, что авторские развивающие игры многофункциональны, вариативны, направлены на всестороннее развитие ребенка : сенсорного, интеллектуального, эмоционального, творческого и, что немаловажно, для нас речевого.
Мы начали постепенно, поэтапно применять различные развивающие игры В. В. Воскобовича для развития связной речи детей с ОНР, модифицируя их под нашу коррекционную работу.
Так, например, первым нами был применен «Фиолетовый лес». Сначала мы детей познакомили со сказочными героями, выполняли различные игровые приемы, а затем, когда детьми была усвоена данная игра, мы просили каждого ребенка сначала по общей картине «Фиолетовый лес», опираясь на конкретный предмет, составить предложение. Когда дети начали самостоятельно составлять предложения, уже без помощи взрослого, мы просили каждого ребенка составить небольшой рассказ по сюжету, а затем уже сочиняли коллективный, общий рассказ.
Далее в своей коррекционной работе, мы применили «игровизор». Всем известно, что большое стимулирующее значение функции руки имеет для развития речи, т. е. стимулирующее развитие мелкой моторики кистей рук способствует как общему речевому развитию, так и различным компонентам речи. Детям было дано задание нарисовать их любимое животное и составить описательный рассказ по своему рисунку. Сначала взрослый называл наводящие вопросы по рисунку ребенка: «Какой цветом котик?», «Какой у него хвостик?» и т. д., а затем уже по отработанной схеме наводящих вопросов, дети сами составляли небольшой описательный рассказ по своему рисунку.
Следующими развивающими играми В. В. Воскобовича, применяемыми нами в коррекционной работе, были игры «Чудо-крестики», «Фонарики», «Чудо-соты». Сначала мы думали, как их можно применить в логопедической работе, особенно для развития связной речи. Но мы придумали интересный, развивающий, а главное, обучающий способ данных «чудо-игр». Вначале дети составляли схемы, решали головоломки, упражнялись и усложняли игру. Затем, когда эти игры были хорошо отработаны детьми, мы предложили детям составить любую схему на «чудо-крестике», «чудо-сотах», «фонарике». После этого, каждому ребенку было предложено задание придумать образ своей схеме, «оживить, воодушевить ее» и придумать рассказ-сказку со своим героем. Это задания очень привлекло детей, они фантазировали, выкладывали различные схемы и придумывали много рассказов, сказок, небылиц, тем самым развивая свою связную речь.
Также «чудо-соты», «фонарики» мы использовали при усвоении лексических тем. Например, такие как «транспорт». Учитель-логопед предлагал игру «Самолет» - дети строили на «МиниЛарчике» самолет из конструктора, а затем каждый ребенок сочинял рассказ про свой самолет.
При изучении лексической темы «Зимние забавы», учитель-логопед проводил игру «Горка» : на игровом поле «МиниЛарчик» дети выкладывают из цветных веревочек горки, вспоминая, как они катаются на санках зимой. Затем дети рассказывали, как они проводили зимние каникулы зимние выходные.
При изучении лексической темы «Сад-огород» с целью развития связной речи ребенка с ОНР, учитель-логопед в ходе групповой работы организует игру «Собери инструменты» : ребенок собирает из конструктора «Фонарики» топор, молоток, грабли. Затем учитель-логопед просит детей рассказать для чего нам нужны данные инструменты, как они используются, показывал детям серию сюжетных картинок по теме «Сад-огород» и дети составляли по картинкам, опираясь на свои работы из конструктора, рассказы.
В ходе лексической темы «Деревья весной», учитель-логопед предлагает детям с помощью знакомого конструктора «Шнур-малыш» «вышить» дерево по образцу. Затем предлагает вспомнить названия деревьев, описать, чем отличаются деревья осенью, весной, зимой и летом и составить небольшой рассказ «Мое любимое дерево».
Из игры «Кораблики плюх-плюх», мы взяли за основу сюжетных героев «Гуся-капитана» и «Лягушку». Каждый сюжетный герой, на протяжении нескольких логопедических занятий по развитию связной речи у детей с ОНР, «приходил к детям в гости и рассказывал им разные истории, сказки, рассказы, побуждая детей вместе с ними отвечать на вопросы полным предложением, составлять предложения, рассказы», развивая непосредственно связную речь ребенка.
Развивающая игра «Конструктор букв», была нами использована на логопедических занятиях очень широко, многогранно, вариативно. Детям эта игра очень нравится. Сначала дети, упражнялись в составлении букв на конструкторе сами, затем им давалась конкретная буква и они конструировали ее. Далее, с конкретной буквой мы работали поэтапно.
Во-первых, Дети проговаривали конкретную звук, изучаемой буквы, тем самым соотнося между собой понятия «звук» и «буква» и обводили на схеме букву пальчиком, развивая мелкую моторику рук.
Во-вторых, мы придумывали на определенную букву слова. Устраивали соревнования, кто больше назовет слов на заданную букву.
В-третьих, мы начали включать буквы в работу по связной речи, а именно, детям было предложено задание составить предложение, чтобы в нем звучала заданная буква. Сначала детям это задание было очень сложным. Но на примере составления учителем-логопедом, дети быстро включались в задание и даже составляли предложения с четырьмя и пятью словами.
Также мы знаем, что формирование связной речи невозможно без развития лексико-грамматического строя речи [3]. Поэтому в своей коррекционной работе мы использовали игры В. В. Воскобовича, которые именно направлены на развитие этой стороны речи. Такие как, «Снеговик», «Яблонька», «Ромашка». Эти игры были успешно применены нам на логопедических занятиях.
Сейчас мы находимся на начальном этапе применения технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» на логопедических занятиях по развитию связной речи. Нам предстоит еще много интересной, продуктивной работы, но уже на данном этапе мы увидели много положительных моментов, положительную речевую динамику детей в процессе освоения коррекционно-развивающих задач на логопедических занятиях. На таких занятиях внимание малышей более устойчиво, их привлекает присутствие сказочных персонажей, дети менее отвлекаются. Также мы отметили, что дети стали меньше времени затрачивать на выполнение заданий.
В развитии связной речи также у детей отмечается положительная динамика. Так, в пересказах почти всех детей наблюдалось улучшение связности изложения, словарный запас имеет положительную динамику, детям уже меньше требуется помощь в виде вспомогательных вопросов, указаний на соответствующую картинку или отдельную деталь. Дети более развернуто составляют рассказы, у многих детей улучшилась точная передача наглядного сюжета, присутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьева В. К., Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием / В. К. Воробьева. – М. : Владос, 2006. – 184 с.
2. Ефименкова, Л. Н., Формирование связной речи у детей. – М. : Просвещение, 1970. – 160 с.
3. Сидорчук, Т. А., Технология развития связной речи дошкольников. – М. : Просвещение, 2004. – 267 с.