Маргарита Попова
Советы для родителей и педагогов «Развитие связной речи детей 2,5–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи ребенка 2,5-3 лет
Советы для родителей и педагогов
Связная речь - это смысловое развернутое высказывание, благодаря которому возможно взаимопонимание и общение. (Алексеева М. М., Яшина В. И.)
Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает средством получения знаний.
Без связной речи невозможно полноценное общение, понимание, обучение.
Публикация «Советы для родителей и педагогов „Развитие связной речи детей 2,5–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В случае отсутствия связной речи ребенок не может выразить свои мысли, чувства, мнение по поводу увиденного, услышанного.
Очень важно знать нормы появления связной речи в онтогенезе, чтобы не упустить возможность своевременно развивать речь и учить ребенка общаться. А также чтобы не было заблуждений по поводу этого вопроса.
Согласно таблице Н. С. Жуковой, составленной по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи»(3) уже в возрасте 1,8 появляется первое предложение состоящее из аморфных слов-корней. Например: «Мяу ди (киса, иди или идет, ляля аа (ляля плачет).
В этом возрасте также ребенок активно использует жесты для общения. Такие жесты как нет (мотание головой, на ручки (ребенок тянет ручки к взрослому, спасибо (кивание головы) и другие.
В возрасте от 1, 10 до 2, 1 предложения расширяются до 3, 4 слов. Примеры высказываний: мама, дай пить; пойдем гулять; мама, читать. (При этом речь ребенка в этом возрасте несовершенна в звуко-слоговом отношении
- ребенок искажает звуки, пропускает слоги.)
В период с 2, 1 до 2,3 дальнейший рост простого предложения до 5-8 слов.
По данным других исследователей, на третьем году жизни быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь, быстрыми темпами растет словарный запас. (1)
Замечательный пример речи ребенка в возрасте 2, 5 лет из книги Корнея Чуковского: «Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:
- Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему величаво:
- Я мамина и больше никовойная.»
Если у ребенка к двум годам нет фразовой речи, необходимо принимать активные действия для развития его речи и,конечно, обратиться к специалистам: неврологу, лору, сурдологу и логопеду. Важно провести обследование ребенка и прислушаться к рекомендациям специалистов. При этом можно начинать уже заниматься с ребенком родителю, чтобы не было упущено время.
Необходимо общаться с ребенком и играть, чтобы его речь начала развиваться:
Первый совет: много разговаривайте с ребенком
Говорите о том, что вы делаете, о том, что вы видите. На прогулке обращайте внимание на то, что происходит вокруг. («Вот клумба. На клумбе цветы»;
«Машина едет», «Дождь идет».)
Дома озвучивайте все действия и привлекайте ребенка к совместной деятельности. Например, мама варит суп, Что мама делает? Варит суп. Мама моет картошку. Что я делаю? Мою. Ваня, мой картошку. Что ты делаешь? Мою.
Разговаривайте с ребенком простыми предложениями, смотря на него, чтобы он видел вашу артикуляцию. Обращайте внимания на действия и задавайте вопросы.
Второй совет: играйте с ребенком в простые игры
Вы можете прийти с прогулки и показать все то, что вы видели на улице.
Ребенок увидел на улице, как из машины сгружают кирпичи. Можно дома с ним вместе взять игрушечную машину и погрузить туда кубики. Затем отвезти машину в другую комнату и построить из кубиков башню.
Или вы на улице кормили голубей. Дома повторите ситуацию. Возьмите куклу и игрушечных птиц или бумажных птиц. Пусть кукла покормит птиц хлебом или зернами.
Третий совет- учите ребенка подражать вам, т. е. развивайте навык имитации.
Всем известно, что навык имитации важнейший навык в развитии речи.
Просите ребенка повторить за вами действия, звуки или слова.
Для развития имитации подойдет такая игра: зарядка с ребенком. Просите его повторить за вами: поднимем руки вверх, похлопаем, потопаем.
Отличная игра, на развитие навыка подражания: озвучивание и обыгрывание стихотворения А. Барто «Мишка косолапый».
Мишка косолапый по лесу идет-идете вперевалочку
Шишки собирает, песенки поете собираете реальные шишки и поете, например : «а-а-а». и т. д.
Четвертый совет- развивайте слуховое внимание ребенка
По мнению Елены Янушко, слуховое внимание-это важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой даже если у ребенка от природы острый слух. Эта способность важна для развития понимания речи и в дальнейшем это поможет правильно произносить звуки, различать похожие звуки (например, с-ш, б-п) (4)
Скачайте на телефон звуки природы, звуки животных. Прослушайте с ребенком эти звуки, а затем включите любой звук и попросите показать на картинку, что это был за звук. Например, возьмите картинки 3 животных: собаку, кошку, корову. Скажите: «Так говорит корова». Включите звук. И с остальными картинками и звуками также.
Затем можно учиться угадывать звуки музыкальных инструментов (колокольчик, дудочка, бубен и т. д.)
На прогулке и дома обращайте внимание на звуки вокруг.
Пятый совет-выключите телевизор и уберите гаджеты.
Ребенку будет очень сложно сосредотачиваться на речи, если есть фоновый шум, а также, если нет эмоционального контакта с вами, ребенок не видит вашу артикуляцию, не видит ваш заинтересованный взгляд, не слышит вашу интонационно выразительную речь.
Желаю Вам успехов в развитии речи детей!