Плотникова Людмила
Развитие связной речи через творческие формы работы
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи.
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи.
Публикация «Развитие связной речи через творческие формы работы» размещена в разделах
В детском саду предусмотрены такие средства развития речи :
свободное речевое общение;
культурно – языковая среда;
обучение родному языку и речи на специальных занятиях;
различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);
художественная литература;
различные виды искусства (изобразительное искусство, музыка, театр);
использование произведений народного творчества;
взаимосвязь с семьей по речевому развитию.
Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи. Речевое творчество – это проявления творчества в речевой деятельности. Рассмотрим некоторые творческие формы работы с детьми.
Хочется сказать про театральную деятельность в детском саду. Это настолько обширная тема, что она требует отдельного разговора, поэтому затронем её чуть-чуть.
Для развития связной речи детей дошкольного возраста используют игры творческие, настольные дидактические и словесные:
Творческие игры по своему виду делятся на сюжетно-ролевые и режиссерские.
Сюжетно-ролевые игры — это разыгрывание сказок и рассказов. В их текстах применяются разнообразные лексические и грамматические средства, которые способствуют обогащению речи ребенка. В процессе таких игр улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле. Все это, бесспорно, способствует развитию речи, умению передавать свои впечатления в монологической форме. В режиссерской игре ребенок сам придумывает ее содержание, в основе которого лежит его личный опыт. Как правило, в ней отражаются события, которые произвели на него неизгладимое впечатление, знания, полученные из различных источников. Ребенок, выполняя игровое действие, стремится их передать своим сверстникам. Это становится возможным, если речь его последовательна, содержательна, ясна, чему он и обучается в процессе игры.
виды творческого рассказывания :
добавление в рассказ предшествующих или последующих событий;
составление рассказа, аналогично данному, с изменением времени или результата действия;
составление рассказа с включением (исключением) объектов;
составление рассказа по комплекту игрушек;
рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;
придумывание рассказа о знакомом герое;
составление рассказа по его названию;
придумывание рассказа по нескольким опорным словам
Подробнее рассмотрим некоторые из них.
Метод противоречий. Один из элементов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей) – наличие двух противоречивых качеств в одном объекте. В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь сытым, здоровым; не надо кушать – растолстеешь, будет тяжело; драться плохо – сделаешь больно; бейся – ты защищаешь слабого, обиженного. Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) – когда что-то в нем хорошо, а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное.
Используем игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот» — это игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали». Например, игра «Хорошо – плохо». Дети делятся на две команды. Одна – «хорошо», другая — «плохо». Они передают игрушку (собачку) как эстафету друг другу, называя положительные и отрицательные качества: хорошо, что песик пушистый; но плохо, что быстро сбивается шерсть
Метод решения проблем или «дерево решений».
Сначала нужно выбрать проблему, которая не имеет однозначного решения (эпизоды из сказок, ситуации из жизни, например: «Что нужно цветочку для счастья?».
Затем рассматриваем схему – «дерево решений». Ствол «дерева» обозначает проблему, крона – пути ее преодоления, а листочки – ее решение. Предлагаем детям разбиться на подгруппы и, общаясь между собой, найти решение данной проблемы нарисовать его на листе бумаги и прокомментировать. Дети, достигнув взаимной договоренности путем обсуждения, находят свое решение: бабочку, пчелку, солнышко, дождик и тому подобное. Затем каждая группа размещает свой рисунок на дереве решений и объясняет свой выбор.
Нужно учить детей выслушивать каждого, кто хочет высказаться. Воспитатель оценивает детей только положительно. При оценивании, желательно, не называть слово «правильно», а говорить: «интересно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.
Придумывание рассказа по логически стройной цепочке высказываний.
Чем выше интеллект, тем интереснее рассказ. Например, что можно рассказать о бабе Яге? Кодируем информацию в пиктограммы и составляем рассказ. Сам процесс создания пиктограмм является творческим, т. к. ребёнок может пользоваться не только готовыми пиктограммами, но и придумывать и зарисовывать их самостоятельно. Один из вариантов рассказа:
Придумывание рассказа с продолжением.
Например, воспитатель говорит, что ему на глаза попался рассказ «Прогулка в лес», но он не закончен: «Папа с Димой пошли на прогулку в зимний лес. Погода была хорошая, слегка пощипывал морозец, светило солнце. Снег блестел на солнце и поскрипывал под ногами. Вдруг Дима увидел чьи-то следы на снегу…»
Рассказы – небылицы.
Они учат детей фантазировать, развивают ассоциативную память, внимание, воображение, чувство юмора.
Небылица может начинаться с предложения: «На окне стоял цветок, в лепестках цветка жили крошечные человечки…».
Небылица возможна по заданной теме («Если бы я был волшебником», «Фантастические страны», «Винегрет из сказок»).
По множеству предложенных картинок, по силуэтам, фигуркам.
Небылицы могут быть и в стихах.
Сочинение сказок «наизнанку».
Использовать этот приё м можно в различных вариантах:
«Свойства наоборот».
Берётся любая знакомая сказка, и её героям приписываются прямо противоположные свойства. Или меняются духовные свойства, внешность. Это даёт возможность крупному стать маленьким, но ловким и незаметным, а маленькому и слабому – великим и могучим. Например, сказка «Красная шапочка». Волк в ней будет маленький и добрый, а Красная шапочка большая и злая.
«Задом наперёд».
Этот вариант предлагает рассказывать сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначальное использование приёма предполагает опору на картинки или иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.
«Из собственного опыта».
Предложите ребёнку пофантазировать. Пусть он попробует придумать сказку или рассказ, в котором обязанности, поступки, мысли взрослых и детей поменялись местами.
Модификация сказок.
Ребёнок изменяет знакомые сюжеты сказок. Использовать этот приё м также можно в различных вариантах:
«Введение в название сказки нового объекта».
В название хорошо знакомой ребёнку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок и паровоз».
Салат из сказок –
создание новой сказки на основе эпизодов, выбранных детьми из разных сказок.
Продолжение сказки – каждый придумывает продолжение сюжетной линии сказки.
«Я – герой сказки».
Предложить ребёнку представить, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости.
«Смена места действия».
Сюжет сказки перемещается в другое место и пространство. Например, жили-были старик со старухой в наши дни, Красная шапочка в космосе.
Настольные дидактические игры содержат в себе большие возможности в обучении. Они могут быть использованы как часть занятия и как самостоятельная деятельность. Через дидактические игры закрепляется умение сравнивать, классифицировать, обобщать. Очень важно уметь учитывать совокупность признаков предмета или явления, это потребуется в дальнейшем для отгадывания и придумывания загадок, правильного описания сюжетной картины. Задачи многих дидактических игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о явлениях природы, о предметах, общественной жизни. Таким образом, дидактические игры пополняют активный и пассивный словарь, способствуют его активизации, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Словесные игры обучают способам сравнения объектов. В процессе таких игр дети рассуждают, отстаивают свою точку зрения при рассматривании картин, домысливают сюжет. Для того чтобы вызвать желание у детей к словотворчеству можно изготовить вспомогательные атрибуты, оформить в соответствии с тематикой игровое пространство.
Здоровьесберегающие технологии играют не маловажную роль в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. К ним относится развитие речевого дыхания, которое играет большую роль в воспитании правильной и ясной речи. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений. Чтобы научить детей делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно использовать такие игрушки как дудочка, свистулька, выдувать мыльные пузыри.
Предлагаем детям дуть на бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик, снежинки на руковичках для вырабатывания сильного и целенаправленного выдоха. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Наряду с общепринятыми методами и приёмами вполне обосновано использование оригинальных, инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.
Мнемотехника –
в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и в конечном результате, развитие связной речи.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, наглядно моделируя речевые высказывания.
В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста, при отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов, может использоваться Синквейн -происходит от французского слова — «пять». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Дидактический синквейн
основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки: – Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает явление или предмет, о котором пойдет речь. – Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия, которые описывают свойства и признаки этого явления или предмета. – Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия явления или предмета. – Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение, мнение, чувство автора синквейна к описываемому предмету или явлению. – Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне [6]. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
При составлении дидактического синквейна, детям необходимо из всего своего словарного запаса найти необходимые слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которое ассоциативно связано с этим понятием. Применение данной творческой работы позволяет развивать у детей : – Мыслительные способности (умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать); – Речевые способности (развитие связной речи — как составление рассказа из опыта, развитие словаря); – Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения, впечатления и переживания).
Умение ребёнка придумывать разные истории, сказки, загадки, считалки поможет ему в дальнейшем. Например, писать сочинения в школе. Возможно, кто-то из них станет писателем или поэтом.