Игнатьева Надежда Степановна
Проект по формированию связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Составим коллаж"
Учитель-логопед МКДОУ №1 г. Тосно Павлова О. В.
Воспитатели МКДОУ №1 г. Тосно Игнатьева Н. С., Ильина А. Н.
Для успешного освоения программы обучения в школе выпускник детского сада должен обладать умением связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Для этого необходимо расширять его словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Этот так называемый «стандарт» понадобится ему при поступлении в школу.
Публикация «Проект по формированию связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Главная задача развития связной речи – совершенствование монологической речи дошкольника через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а так – же составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Формирование связной речи у детей с ОНР относится одной из важнейших задач логопедической работы. Для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и подготовки таких детей к предстоящему школьному обучению необходимы вспомогательные средства, облегчающие становление у них развернутого смыслового высказывания. Одно из таких средств - наглядность, при которой или по которой происходит речевой акт. Значимость второго вспомогательного средства - моделирования плана высказывания – неоднократно подчеркивались педагогами. Каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Таким образом, наряду с традиционными методами и приемами необходимо использовать такие средства моделирования, как схемы, пиктограммы, символы, предметные картинки.
Поиск эффективных методов и приемов, способствующих развитию умения составлять рассказы, привел к интересному решению – созданию коллажа по картинкам.
Участниками проекта «Составим коллаж» являются логопед, воспитатели речевой группы, дети, родители. При работе по изготовлению коллажа создаются условия для подготовки детей к школе : обогащается словарный запас, совершенствуются навыки словообразования, формируется звукопроизношение, развиваются фонематические процессы, связная речь. Коллаж служит развлечением и помогает проявить способность к воображению. Создание игровых центров, занятия, игры, логокоррекция с использованием ритмо-, сенсорной терапии, звуко-, арт- и ароматерапии, использование сигнальных опор объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, формируют коллективные взаимоотношения.
ЗАДАЧИ
Сформировать у детей интерес к приему «коллажирования» как мотиву подготовки к составлению сказок, рассказов, историй, былей.
Развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление.
Развивать умение детей добиваться результата в работе, ставить перед собой определенную цель, планировать процесс изготовления коллажей.
Упражнять детей в умении отбирать для рассказов картинки и правильно их располагать.
Развивать мелкую моторику рук при работе с бумагой и ножницами.
В процессе работы по изготовлению коллажей у детей должно быть сформировано умение :
- самостоятельно и последовательно составлять рассказы разного содержания;
- подбирать картинки на определенную тему;
- пользоваться ножницами, клеем, делать разметку, аккуратно вырезать картинки из журналов.
Осваивая приемы «коллажирования», дети получают положительные эмоции, у них появляется желание самим изготавливать коллажи, сочиняя различные истории.
Самодельный коллаж – продукт фантазии ребенка, его воображения. Во время изготовления коллажа у него появляется мотивация к созданию самостоятельного произведения. Педагоги и родители – первые помощники в такой работе, как придумывание совместных всевозможных рассказов и сказок, сюжетов (приложение 1).
Приложение 1
Распределение деятельности при создании коллажа
Этапы Форма работы Задачи
1 2 3
ноябрь - декабрь
Выявление проблемы. Организация работы над проектом. Создать эмоциональный комфорт, способствовать стремлению
Деятельность детей : к поиску.
осознание и личностное восприятие проблемы систематизация информации Поднять у детей интерес к коллажированию
выполнение необходимых заданий и действий планирование своей деятельности, наблюдение за работой взрослого и работать в сотрудничестве.
Деятельность логопеда:
формулирование проблемы беседа с детьми о составлении коллажа из картинок Учить отбирать необходимые материалы и приспособления,
определение целей и задач предстоящей работы рассматривание готовых коллажей, книг обращаться к журналам, книгам, подбирать картинки.
обучение детей планированию и контролю этапов действий в соответствии с поставленной проблемой занятия по развитию речи и ручному труду Воспитывать самоуважение и уважение к окружающим.
обучение разметке, использованию ножниц и клея проведение мониторинга
Деятельность воспитателей Консультирование (логопедическое) родителей по вопросам
участие в формулировании проблемы связанным с коллажированием
определение задач проекта вместе с педагогами чтение художественных произведений
чтение сказок, рассказов анкетирование родителей
обучение детей складыванию бумаги, выполнению разметки, вырезанию картинки по контуру
привлечение детей к созданию коллажей
Деятельность родителей
подбор совместно с детьми необходимого материала для занятий (картинки из журналов) подбор картинок для составления коллажей
совместное вырезание картинок на определенные темы
ноябрь - март
Практичная деятельность по решению проблемы
Деятельность детей :
систематизация информации Учить детей планировать и
планирование своей деятельности Составление рассказов. Изготовление коллажей. контролировать этапы своих действий.
распределение заданий
Деятельность логопеда: Занятия по развитию речи : Развивать связную речь на
организация работы над проектом ( поэтапно: продуктивная, речевая деятельность) с использованием картинок по выбору составление описательного, повествовательного рассказа, рассказа-рассуждения, пересказ основе отображения увиденного. Развивать творческие способности детей.
оказание практической помощи Занятия по ручному труду, изобразительной деятельности Развивать мелкую моторику пальцев рук.
необходимые рекомендации и контроль аппликация: "Елочка- зеленая иголочка" Продолжать учить детей пользоваться ножницами и клеем
побуждение детей к решению проблемных ситуаций дети лепят чашки из пластилина
активизация инициативы в работе рисование "Зимний лес", "Сказочная посуда"
привлечение родителей к решению поставленных задач Игры: "Спрячь словечко в голове"
Вынь словечко из головы
Деятельность воспитателей Ловим мысли
оказание практической помощи Глухой-громкий телефон
контроль за выполнением правил безопасности при работе с ножницами Пассажирский и грузовой транспорт, оловянный солдатик
вовлечение родителей в практическую деятельность детей Игры по коррекции звукопроизношения. Логокоррекция:
Деятельность родителей звуко-
обеспечение материалом цвето-(сенсорная)
просмотр литературы, подбор картинок арт-, ароматерапия (вкусовые и обонятельные ощущения,
просмотр совместно с детьми мультфильмов, сказок ромашка, герань, овощи, фрукты)
выполнение из бросового материала (яйца) свинки Психогимнастика. Массаж и самомассаж
Составление коллажей "Зима. Скоро, скоро Новый год!"
"Снег кружится, белая вся улица" "Сказочная полянка"
Изготовление коллажей вместе с детьми
Творческая и речевая деятельность
Деятельность детей :
выполнение необходимых заданий и действий
совместное составление плана рассказа по картинкам Формировать у детей знания, умения и навыки по
По ходу работы совещаются, делятся впечатлениями, советуются, вносят изменения, делают вывод о завершении композиции Самостоятельное придумывание композиций. Составление целого связного рассказа самостоятельному составлению коллажей из картинок
Педагогический инструментарий
Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта :
- занятия
- мониторинг
- анкетирование родителей
- родительские собрания
- диагностика и коррекция речи детей (стартовое, текущее и отправное заключение)
- консультирование (логопедическое)
- презентация детских альбомов из коллажей
- развлечения и досуги
Методы и технологии
Изготовление коллажей с детьми, логокоррекция, психогимнастика, интеграция, театрализованные представления, рефлексия, лексико-грамматические игры, чтение художественных произведений и беседы о них, постановка музыкальных сказок и логопедических развлечений.
Необходимые условия для реализации проекта
Семейная атмосфера взаимодействий, сотворчество в союзе «родители – ребенок – педагог»
Материалы для обеспечения проекта : ватман или бумага формата А4, картон, цветная бумага, клей, вырезки из журналов
Методические разработки
Интеграция со специалистами детского сада
Предложения по возможному распространению проекта
Данный проект можно использовать в любой группе детского сада, кружковой работе с детьми в зависимости от их личного опыта, уровня речевого развития и индивидуальных особенностей. Проект способствует совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Результаты работы по изготовлению коллажа
Проявление творческих способностей детей. У них есть шанс выразить себя, свое мнение о своем и чужом творчестве.
Проявление способности к воображению
Использование коллажа как упражнения сенсорного характера и как средства эмоционального выражения (дети изображают картинками то, что они чувствуют.)
Удобный вид занятий для общения детей и взрослых, создания совместной красивой композиции.
Развитие не только связной речи ребенка, тонкой моторики рук, но и творческого мышления.
-