Татьяна Киселева
Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр
1 слайд.
Я, Киселева Т. Г., воспитатель детского сада №19, представляю вашему вниманию материалы опыта по теме «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр». Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Именно поэтому я выбрала для себя эту тему.
2-слайд. Свою работу я начала со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.
• Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка;
• Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша;
• Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни;
3-слайд. Особое внимание развитию сенсорных способностей детей уделяла в своих работах Мария Монтессори. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности и принимать самостоятельные решения; развивается и познает мир.
Л. С. Выготский дает заключение, что для детей раннего возраста характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.
Исследования отечественного психолога Эльконина Д. Б., показывают, что ранний возраст является благоприятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития.
4-слайд.
• Одним из принципов дошкольного образования согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам является создание условий для полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
• Дети раннего возраста интересуются окружающими предметами, эмоционально вовлекаются в игры с составными и динамическими игрушками.
• В результате бесед с родителями и анкетирования я выяснила, что они не уделяют должного внимания сенсорным играм с детьми. Покупают игрушки, не направленные на развитие чувственных способностей детей.
5-слайд.
Из этого я определила цель и задачи, которые вы видите сейчас на экране.
6- слайд.
Исходя из поставленных мною задач, я организовала свою работу по трем основным направлениям:
• Необходимо было обогатить предметно-пространственную развивающую среду
• Организовать различные, повышающие интерес детей дидактические игры по сенсорному развитию
• Использовать интерактивные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
7-слайд
Приступая к работе по данной теме, я составила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
8 слайд. С целью обогащения ППРС в центре сенсорного развития в группе я организовала сенсорный уголок, с учетом принципов организации пространства, куда внесла различные игры:
9 слайд. Игры на развитие тактильных ощущений :
• «Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов;
• «Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку);
• «Чудесный мешочек» и другие.
10 слайд. Игры для закрепления понятия формы.
«Найди свой домик» (учить вставлять вкладыши нужной формы)
«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из трех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения) и др.
11слайд. Игры на закрепления понятия величины.
«Большой - маленький», «Посади божью коровку на листочек» - распределять игрушки разных размеров по коробкам в зависимости от размера)
12 слайд. Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Ежики» (дети подбирают для разноцветных ежей соответствующие иголки- прищепки)
«Воздушные шары» (предложить подобрать к шарикам ниточки)
13 слайд. Для большей заинтересованности воспитанников дидактическими играми я выбрала следующие формы работы:
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
14 слайд.
• Мы играли всей группой.
• Играли в подгруппах по 2-3 ребенка
• При организации игр учитывала индивидуальные способности и физиологию малышей.
15 слайд. Для привлечения родителей в фойе группы подготовила папку-передвижку и буклет по сенсорному развитию.
16 слайд. Также, чтобы заинтересовать родителей увлекательным миром дидактических игр, я провела совместный с детьми мастер-класс «Я играю с мамой».
17-18 слайд. В результате моей работы у детей значительно вырос интерес к дидактическим играм, они выбирают их в сенсорном уголке, проявляют самостоятельность и в самой игре. Они эмоционально увлечены этими играми, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
19 слайд. По результатам диагностики по методике Ксении Печоры прослеживается динамика сенсорного развития детей. Высокий уровень развития способности восприятия детьми цвета увеличился на 10%; средний уровень увеличился на 3%, а низкий снизился с 20% до7%.
20 слайд. Улучшились и показатели восприятия детьми формы. Высокий уровень вырос на 20%, низкий снизился на 5%.
21 слайд. На этом слайде вы можете посмотреть динамику роста восприятии детьми величины. А именно, высокий уровень повысился на 10%, низкий снизился на 5%.
22 слайд. Родители стали проявлять больший интерес к развитию сенсорных способностей детей, они чаще покупают им дидактические игры, научились правильно подбирать их. Помогают мне изготавливать игры из бросового материала: «Снеговики», «Веселая гусеница», «Сенсорная книжка», пальчиковый сухой бассейн. Вместе со своими детьми они играют, стремятся их развивать.
23 слайд. Благодарю за внимание и приглашаю к сотрудничеству.