Ольга Тимакова
Развитие сенсорных представлений о цвете дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сенсорных представлений о цвете дошкольников.
Исследование проходило: город Москва, город Щербинка, улица Высотная дом 9А. ГБОУ Школа 2117 ДО №6. Присутствовало 20 детей.
Для реализации цели исследования были конкретизированы практические задачи исследования:
- подобрать методики исследования сенсорных представлений детей о цвете;
Публикация «Развитие сенсорных представлений о цвете дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- осуществить диагностику детских сенсорных представлений;
- организовать и провести работу по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста о цвете.
Исследование осуществлялось в три этапа:
1 – этап констатации - определение актуальных особенностей сенсорных представлений детей о цвете;
2 – развитие сенсорных представлений о цвете на занятиях и в повседневной жизни;
3 – этап контроля – определение достижений младших дошкольников в их представлениях о цвете.
На первом этапе с детьми проводились тесты в виде двух диагностических игр «Найди такой же» и «Назови цвет».
Игры проводились с каждым ребенком индивидуально.
Диагностическая игра «Найди такой же»
Цель: определить способность различения детьми основных цветов спектра и их оттенков.
Материалы: 4 карточки с разными цветами (на одной карточке 4 цвета, 4 основных цвета спектра : желтый, зеленый, красный, синий и их оттенки, 16 кружочков такого же цвета как на карточках.
Ход игры: перед ребенком выкладываются 16 разных кружочков и предъявляется 1 карточка. Найди такого же цвета кружочки и положи на карточку, карточки предъявляются по очереди (4 карточки).
Диагностическая игра «Назови цвет»
Цель: определить знают ли дети названия оттенков основных цветов спектра и х оттенки.
Материал: тот же, что предлагался в первой игре.
Ход игры: перед ребенком выкладывают по одной карточке из 4 и ребенок называет цвета, которые он знает.
Результаты исследования заносились в протоколы (Приложение 1) и представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Результаты исследования различения детьми основных цветов спектра и их оттенков (этап констатации)
№ Имя ребёнка Карточка №1
жёлтые оттенки Карточка №2
зелёные оттенки Карточка №3
красные оттенки Карточка №4
синие оттенки
1. Андрей С. + - - + + + - - + + + - + + + +
2. Аделия Ш + + + + + + + + + + + + + + -- --
3. Эльвира А. + - -- -- - -- -- + + -- -- - - + -
4. Евлалия Б. + + - + + + + + + + + - + + + +
5. Алиса Г. + + + + + + + + + + + - + + + +
6. Лера К. + - - + + -- -- - + + -- -- + + + -
7. Таисия К. + - - - - - - - - + - - + - + -
8. Оля П. + + + + + + + + + + + + + + + +
9. Егор. С. + - - - + - - - - - - - - - - -
10. Кирилл П. + - - + + + - - + + - - + - - +
11. Даша М. + +- - +- + - - - + -- -- - + +- +- -
12. Роберт М. - - - - - - - - - + - - - + - -
13. Саша Л. + - - + + + - - + + + - + + + -
14. Андрей К. + - - + + - - - + + - - - - - -
15. Маша Ш. + - + + + -- -- - + + + - + + + +
16. Женя В. - - - - - - - - + - - - + - - -
17. Егор К. - - - - - - - - - - - - - - - -
18. Рома П. + + - + + +- + - + + + +- + + + +
19. Артем Р. + - - + + - - - + + - - + + -- --
20. Варя Д. + - - - + - - - + - - - + - - -
Условные обозначения:
+ ребенок правильно воспринимает цвет.
- ребенок неправильно (ошибочно) воспринимает цвета и его оттенки.
+- ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор.
-- ребенок путает цвета
Анализ: 17 детей из 20 правильно различают желтый цвет, 5 детей из 20 различают лимонный цвет, 4 ребенка из 20 - бежевый (песчаный, 11 детей из 20 различают оранжевый цвет, 15 детей из 20 определяют зеленый цвет, 7 детей из 20 определяют салатовый цвет, 5 детей из 20 различают светло-зеленый цвет, 3 ребенка из 20 определяют болотный цвет, 16 детей из 20 различают красный цвет, 15 детей из 20 различают розовый цвет, 8 детей из 20 определяют малиновый цвет, 2 детей из 20 определяют бордовый цвет, 15 детей из 20 определяют синий цвет, 11 детей из 20 различают голубой цвет, 10 детей из 20 различают фиолетовый цвет, 7 детей из 20 определяют сиреневый цвет.
1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе лимонного цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе оранжевого цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе салатового цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе бордового цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе фиолетового цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе сиреневого цвета. 5 детей путают цвета.
Таким образом, результаты исследования показали, что в группе имеются дети, которые ошибочно воспринимают даже основные цвета спектра.
Результаты исследования по диагностической игры «Назови цвет» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования знаний детьми названий основных цветов спектра и их оттенков (этап констатации)
№ Имя ребёнка Карточка №1
жёлтые оттенки Карточка №2
зелёные оттенки Карточка №3
красные оттенки Карточка №4
синие оттенки
1 Андрей С. + - - + + + - - + + + - + + + +
2 Аделия Ш + + + + + + + + + + + + + + -- --
3 Эльвира А. + - -- -- - -- -- - + + -- -- - - + -
4 Евлалия Б. + + - + + + + + + + + - + + + +
5 Алиса Г. + + + + + + + + + + + - + + + +
6 Лера К. + - - + + -- -- - + + -- -- + + + -
7 Таисия К. + - - - - - - - - + - - + - + -
8 Оля П. + + + + + + + + + + + + + + + +
9 Егор. С. + - - - + - - - - - - - - - - -
10 Кирилл П. + - - + + + - - + + - - + - - +
11 Даша М. + +- - +- + - - - + -- -- - + +- +- -
12 Роберт М. - - - - - - - - - + - - - + - -
13 Саша Л. + - - + + + - - + + + - + + + -
14 Андрей К. + - - + + - - - + + - - - - - -
15 Маша Ш. + - + + + -- -- - + + + - + + + +
16 Женя В. - - - - - - - - + - - - + - - -
17 Егор К. - - - - - - - - - - - - - - - -
18 Рома П. + + - + + +- + - + + + +- + + + +
19 Артем Р. + - - + + - - - + + - - + + -- --
20 Варя Д. + - - - + - - - + - - - + - - -
Условные обозначения:
+ ребенок правильно называет цвет.
- ребенок неправильно называет цвета и его оттенки.
+- ребенок совершает ошибки при названии цвета, но в итоге правильно отвечает.
-- ребенок путает цвета.
Анализ: 10 детей правильно называют все основные цвета спектра; 7 детей неправильно называют цвета и его оттенки, 3 детей совершают ошибки при названии цвета, но в итоге правильно отвечает; 6 детей путают цвета.
Диаграмма 1
Рис. 1 Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап констатации)
.
Диаграмма 2
Рис. 2. Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап констатации)
Таким образом, нами подобраны методики исследования сенсорных представлений детей о цвете, осуществлена диагностика детских сенсорных представлений. Проводились две диагностические игры «Найди такой же» и «Назови цвет». Были определены следующие особенности развития представлений о цвете :
• если дети усвоили кокой-либо цвет, то они воспринимают его правильно (правильно подбирают к образцу);
• если детьми не усвоен какой-либо цвет, то он воспринимается неправильно (ошибочно, например, салатовый цвет дети отбирают к зеленому и называют его зеленым, малиновый цвет называли красными, фиолетовый называли сиреневым т. д.
Из основных цветов спектра дети ошибочно воспринимали: лимонный, бежевый, салатовый, светло-зеленый, болотный, малиновый, бордовый, фиолетовый, сиреневый. Вызвали трудности у детей все оттенки основных цветов. Затруднялись назвать: песчаный, бордовый, болотный, малиновый, светло-зеленый, лимонный, сиреневый, фиолетовый, оранжевый, салатовый.
Диаграмма 3
Рис. 3. Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап контроля)
Диаграмма 4
Рис. 4. Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап контроля)
Таким образом, нами подобраны методики исследования сенсорных представлений детей о цвете, осуществлена диагностика детских сенсорных представлений. Проводились две диагностические игры «Найди такой же» и «Назови цвет». Были определены следующие особенности развития представлений о цвете :
• если дети усвоили кокой-либо цвет, то они воспринимают его правильно (правильно подбирают к образцу);
• если детьми не усвоен какой-либо цвет, то он воспринимается неправильно (ошибочно, например, голубой цвет дети отбирают к синему и называют его синим, и фиолетовый цвет воспринимают и называют также синим, малиновый цвет называли красными т. д.
Из основных цветов спектра дети ошибочно воспринимали: голубой и фиолетовый. Вызвали трудности у детей все оттенки основных цветов. Затруднялись назвать: песчаный, бордовый, болотный, малиновый, светло-зеленый, лимонный.