Лучший педагог года

Развитие сенсорных представлений о цвете дошкольников

Ольга Тимакова
Развитие сенсорных представлений о цвете дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие сенсорных представлений о цвете дошкольников.

Исследование проходило: город Москва, город Щербинка, улица Высотная дом 9А. ГБОУ Школа 2117 ДО №6. Присутствовало 20 детей.

Для реализации цели исследования были конкретизированы практические задачи исследования:

- подобрать методики исследования сенсорных представлений детей о цвете;

Публикация «Развитие сенсорных представлений о цвете дошкольников» размещена в разделах

- осуществить диагностику детских сенсорных представлений;

- организовать и провести работу по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста о цвете.

Исследование осуществлялось в три этапа:

1 – этап констатации - определение актуальных особенностей сенсорных представлений детей о цвете;

2 – развитие сенсорных представлений о цвете на занятиях и в повседневной жизни;

3 – этап контроля – определение достижений младших дошкольников в их представлениях о цвете.

На первом этапе с детьми проводились тесты в виде двух диагностических игр «Найди такой же» и «Назови цвет».

Игры проводились с каждым ребенком индивидуально.

Диагностическая игра «Найди такой же»

Цель: определить способность различения детьми основных цветов спектра и их оттенков.

Материалы: 4 карточки с разными цветами (на одной карточке 4 цвета, 4 основных цвета спектра : желтый, зеленый, красный, синий и их оттенки, 16 кружочков такого же цвета как на карточках.

Ход игры: перед ребенком выкладываются 16 разных кружочков и предъявляется 1 карточка. Найди такого же цвета кружочки и положи на карточку, карточки предъявляются по очереди (4 карточки).

Диагностическая игра «Назови цвет»

Цель: определить знают ли дети названия оттенков основных цветов спектра и х оттенки.

Материал: тот же, что предлагался в первой игре.

Ход игры: перед ребенком выкладывают по одной карточке из 4 и ребенок называет цвета, которые он знает.

Результаты исследования заносились в протоколы (Приложение 1) и представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Результаты исследования различения детьми основных цветов спектра и их оттенков (этап констатации)

№ Имя ребёнка Карточка №1

жёлтые оттенки Карточка №2

зелёные оттенки Карточка №3

красные оттенки Карточка №4

синие оттенки

1. Андрей С. + - - + + + - - + + + - + + + +

2. Аделия Ш + + + + + + + + + + + + + + -- --

3. Эльвира А. + - -- -- - -- -- + + -- -- - - + -

4. Евлалия Б. + + - + + + + + + + + - + + + +

5. Алиса Г. + + + + + + + + + + + - + + + +

6. Лера К. + - - + + -- -- - + + -- -- + + + -

7. Таисия К. + - - - - - - - - + - - + - + -

8. Оля П. + + + + + + + + + + + + + + + +

9. Егор. С. + - - - + - - - - - - - - - - -

10. Кирилл П. + - - + + + - - + + - - + - - +

11. Даша М. + +- - +- + - - - + -- -- - + +- +- -

12. Роберт М. - - - - - - - - - + - - - + - -

13. Саша Л. + - - + + + - - + + + - + + + -

14. Андрей К. + - - + + - - - + + - - - - - -

15. Маша Ш. + - + + + -- -- - + + + - + + + +

16. Женя В. - - - - - - - - + - - - + - - -

17. Егор К. - - - - - - - - - - - - - - - -

18. Рома П. + + - + + +- + - + + + +- + + + +

19. Артем Р. + - - + + - - - + + - - + + -- --

20. Варя Д. + - - - + - - - + - - - + - - -

Условные обозначения:

+ ребенок правильно воспринимает цвет.

- ребенок неправильно (ошибочно) воспринимает цвета и его оттенки.

+- ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор.

-- ребенок путает цвета

Анализ: 17 детей из 20 правильно различают желтый цвет, 5 детей из 20 различают лимонный цвет, 4 ребенка из 20 - бежевый (песчаный, 11 детей из 20 различают оранжевый цвет, 15 детей из 20 определяют зеленый цвет, 7 детей из 20 определяют салатовый цвет, 5 детей из 20 различают светло-зеленый цвет, 3 ребенка из 20 определяют болотный цвет, 16 детей из 20 различают красный цвет, 15 детей из 20 различают розовый цвет, 8 детей из 20 определяют малиновый цвет, 2 детей из 20 определяют бордовый цвет, 15 детей из 20 определяют синий цвет, 11 детей из 20 различают голубой цвет, 10 детей из 20 различают фиолетовый цвет, 7 детей из 20 определяют сиреневый цвет.

1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе лимонного цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе оранжевого цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе салатового цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе бордового цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе фиолетового цвета; 1 ребенок совершает ошибки при определении цвета, но в итоге делает правильный выбор, при выборе сиреневого цвета. 5 детей путают цвета.

Таким образом, результаты исследования показали, что в группе имеются дети, которые ошибочно воспринимают даже основные цвета спектра.

Результаты исследования по диагностической игры «Назови цвет» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования знаний детьми названий основных цветов спектра и их оттенков (этап констатации)

№ Имя ребёнка Карточка №1

жёлтые оттенки Карточка №2

зелёные оттенки Карточка №3

красные оттенки Карточка №4

синие оттенки

1 Андрей С. + - - + + + - - + + + - + + + +

2 Аделия Ш + + + + + + + + + + + + + + -- --

3 Эльвира А. + - -- -- - -- -- - + + -- -- - - + -

4 Евлалия Б. + + - + + + + + + + + - + + + +

5 Алиса Г. + + + + + + + + + + + - + + + +

6 Лера К. + - - + + -- -- - + + -- -- + + + -

7 Таисия К. + - - - - - - - - + - - + - + -

8 Оля П. + + + + + + + + + + + + + + + +

9 Егор. С. + - - - + - - - - - - - - - - -

10 Кирилл П. + - - + + + - - + + - - + - - +

11 Даша М. + +- - +- + - - - + -- -- - + +- +- -

12 Роберт М. - - - - - - - - - + - - - + - -

13 Саша Л. + - - + + + - - + + + - + + + -

14 Андрей К. + - - + + - - - + + - - - - - -

15 Маша Ш. + - + + + -- -- - + + + - + + + +

16 Женя В. - - - - - - - - + - - - + - - -

17 Егор К. - - - - - - - - - - - - - - - -

18 Рома П. + + - + + +- + - + + + +- + + + +

19 Артем Р. + - - + + - - - + + - - + + -- --

20 Варя Д. + - - - + - - - + - - - + - - -

Условные обозначения:

+ ребенок правильно называет цвет.

- ребенок неправильно называет цвета и его оттенки.

+- ребенок совершает ошибки при названии цвета, но в итоге правильно отвечает.

-- ребенок путает цвета.

Анализ: 10 детей правильно называют все основные цвета спектра; 7 детей неправильно называют цвета и его оттенки, 3 детей совершают ошибки при названии цвета, но в итоге правильно отвечает; 6 детей путают цвета.

Диаграмма 1

Рис. 1 Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап констатации)

.

Диаграмма 2

Рис. 2. Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап констатации)

Таким образом, нами подобраны методики исследования сенсорных представлений детей о цвете, осуществлена диагностика детских сенсорных представлений. Проводились две диагностические игры «Найди такой же» и «Назови цвет». Были определены следующие особенности развития представлений о цвете :

• если дети усвоили кокой-либо цвет, то они воспринимают его правильно (правильно подбирают к образцу);

• если детьми не усвоен какой-либо цвет, то он воспринимается неправильно (ошибочно, например, салатовый цвет дети отбирают к зеленому и называют его зеленым, малиновый цвет называли красными, фиолетовый называли сиреневым т. д.

Из основных цветов спектра дети ошибочно воспринимали: лимонный, бежевый, салатовый, светло-зеленый, болотный, малиновый, бордовый, фиолетовый, сиреневый. Вызвали трудности у детей все оттенки основных цветов. Затруднялись назвать: песчаный, бордовый, болотный, малиновый, светло-зеленый, лимонный, сиреневый, фиолетовый, оранжевый, салатовый.

Диаграмма 3

Рис. 3. Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап контроля)

Диаграмма 4

Рис. 4. Результаты исследования различения основных цветов спектра и их оттенков (этап контроля)

Таким образом, нами подобраны методики исследования сенсорных представлений детей о цвете, осуществлена диагностика детских сенсорных представлений. Проводились две диагностические игры «Найди такой же» и «Назови цвет». Были определены следующие особенности развития представлений о цвете :

• если дети усвоили кокой-либо цвет, то они воспринимают его правильно (правильно подбирают к образцу);

• если детьми не усвоен какой-либо цвет, то он воспринимается неправильно (ошибочно, например, голубой цвет дети отбирают к синему и называют его синим, и фиолетовый цвет воспринимают и называют также синим, малиновый цвет называли красными т. д.

Из основных цветов спектра дети ошибочно воспринимали: голубой и фиолетовый. Вызвали трудности у детей все оттенки основных цветов. Затруднялись назвать: песчаный, бордовый, болотный, малиновый, светло-зеленый, лимонный.

Публикации по теме:

Формирование представлений о сенсорных эталонах с использованием книжек-игрушекФормирование представлений о сенсорных эталонах с использованием книжек-игрушек Книжка-игрушка «Палитра». В соответствии с последовательностью формирования сенсорных эталонов цвета, работа осуществляется в следующей.

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возрастаВ дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях решаются.

Интерактивные игры на развитие пространственных представлений у дошкольников Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, форме, величине.

Консультация для родителей «Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для родителей «Развитие элементарных математических представлений дошкольников» В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам.

Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста» В процессе сенсорного развития малыша формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир посредством.

Развитие сенсорных способностей младших дошкольников.Развитие сенсорных способностей младших дошкольников. Хоть у нас преклонный возраст, но в душе мы молоды. Это наше призвание – деток воспитание. Педагогический опыт большой, К ним мы – всей.

Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавлик» Развитие временных и пространственных.

Развитие сенсорных способностей дошкольников Вовлекая детей дошкольного возраста в музыкальную деятельность огромное значение занимают музыкально-дидактические игры. Их разнообразие.

Эссе «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников: основные моменты» «Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется». (И. Гёте) Проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорных представлений о цвете дошкольников
Опубликовано: 27 марта 2019 в 08:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорных представлений о цвете дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тимакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД