Татьяна Клочихина
Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе сенсорного развития малыша формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир посредством слуха, зрения, вкусовых и тактильных ощущений.
Дошкольник в младшем возрасте не манипулирует отвлеченными понятиями из-за неразвитого абстрактного мышления, ответ на восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в соответствии с возникающими образами.
Публикация «Консультация „Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста“» размещена в разделах
Поэтому дошкольный этап детства считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение, как базы, на основе которой формируются ментальные функции : память, речь, восприятие, мышление.
Важен он и для социальной адаптации, в процессе которой ребята учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать.
Следующая игрушка, без которой невозможно представить раннее детство, – пирамидка. Для детей 1–1,5 лет пирамидка должна быть простая, состоящая из 3–4 колец одного размера и цвета. Детям постарше подходят кольца разного размера, но стержень должен быть в виде конуса, чтобы малыш мог понять, какое колечко само опускается, а какое не помещается на стержень. Здесь элементы могут быть разноцветными, но цвета должны быть простыми (красный, зеленый, желтый, синий и т. п., без оттенков, чтобы ребенок постепенно усваивал их название и внешний вид. Размер пирамидки должен быть примерно 10–15 см, чтобы малышу было удобно играть с ней, сидя за столом. Материалом может служить качественная пластмасса без зазубрин, чтобы ребенок не поранился, или хорошо обработанное и окрашенное дерево. Выбирая пирамидки, нужно проверить, легко надеваются колечки или с трудом. Дети должны без особых усилий снимать и надевать кольца на палочку, иначе они не смогут с ней играть, и игрушка потеряет всякий смысл.
В изобразительной деятельности знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных каракуль, штрихов, пятен. Он еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия не только развивают координацию движений, но способствуют накоплению цветового опыта. Период раннего и младшего возраста, где внимание направлено на освоение новых материалов, интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. На третьем году жизни детей привлекает не только процесс закрашивания, но восприятия пятна. Ассоциации возникают по цвету и массе пятна. Лист бумаги, закрашенный в какой-либо цвет, воспринимается как единый образ.
Сенсорное развитие – развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве)
Сенсорное развитие предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны речи, способности анализировать звуковую структуру слова) и музыкального слуха.
Сенсорное развитие так же включает в себя также развитие тактильной чувствительности — умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их (гладкий, пушистый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, холодный, теплый и др.). Одна из сторон сенсорного воспитания — развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
В группе у нас «живут» мишутка, киска и др. игрушки, и многие игровые сюжеты у нас связаны с ними – мы им «помогаем» узнать что-то новое, объясняем то, что уже знаем сами и т. д.
Для создания игровой ситуации используются имеющиеся в группе материалы и предметы быта. Варьирование, применение предметов-заместителей, моделей, знаков помогает создать оригинальную игровую обстановку.
Важно, чтобы у каждого ребенка создалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в целевых игровых действиях. И поэтому во время игры я обращаюсь к каждому из детей, предлагаю взять предметы, коснуться их, передвинуть, а затем осуществить более сложные игровые действия.
В процессе создания игровой обстановки, я учитываю привязанность детей к игрушкам, предметам, с которыми они постоянно играют, или их любимыми героями сказок.
Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешки сочетается с действиями, которые выполняют все малыши.
Так, например, обыгрывая потешку «Сорока-белобока», детям предлагается подобрать ложку по цвету (красная тарелочка – красная ложка и т. д.). А обыгрывая потешку «Курочка - рябушечка», дети подбирают ведерко курочке по цвету и величине. Играя в «Ладушки», малыши знакомятся с понятием один – много: Саше дала, Кате дала, … всем дала, сколько бабушка напекла оладушек – много.
Также в нашей группе, в уголке сенсорики, представлены различные пособия. Шнуровки, застежки, пирамидки, развивающие кубики, д/и найди недостающие предметы, подбери по цвету для тактильного ощущение,разные крупы, песок, вода.
Для развития сенсорных способностей детей очень важно, чтобы они не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов.