Елена Бордовская
Развитие сенсорных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вовлекая детей дошкольного возраста в музыкальную деятельность огромное значение занимают музыкально-дидактические игры. Их разнообразие позволяют развивать сенсорные способности, активизируют умственные процессы, воспитывают нравственные качества личности, также игры развивают творческие способности детей, они помогают более успешно усваивать навыки и умения. В игре у детей формируются произвольные психические процессы. Решая разнообразные задачи в музыкально-дидактических играх, детям приходится проявлять умственные, волевые усилия, действовать по правилам и подчиняться интересам коллектива, управлять своим поведением.
Публикация «Развитие сенсорных способностей дошкольников» размещена в разделах
Знакомство с музыкальными-дидактическими играми можно начинать с раннего возраста. Ведь многие игры построены на знакомых детям литературных произведениях, с использованием знакомых персонажей, а музыка только обогащает развитие у детей сенсорных способностей.
В младшем дошкольном возрасте дети хорошо откликаются на дидактические игры с пением, в которых пение взрослого сопровождается движениями. Одну из игр - «Разминка» Е. Макшанцевой - использую не только для развития чувства ритма, но и для того, чтобы настроить детей на музыкальную деятельность, для создания благоприятной обстановки.
В младшем возрасте хорошо проводить игры:
• На развитие динамического восприятия: «Тихо-громко», «Ноги и ножки», «Колокольчики».
• На различение характера музыки: «Что делает мишка?», «Зайцы на полянке», «Что делают дети»
• На развитие ритмического восприятия: «На чём играю», «Музыкальный паровоз», «Кто идёт», «Веселые дудочки».
• На развитие звуковысотного слуха: «Кто с кем ходит», «Птица и птенчики», «Веселые матрешки», «Три медведя».
Также я использую на занятиях игры со словом. Особенность этих игр в том, что их можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст. В основе таких игр-народный текст. Они удобны для распевного выразительного произношения. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей развиваются двигательные навыки (пружинистые полуприседания, дробный шаг, шаг с высоким подъемом ног и др.) и координация движений.
Солнышко, солнышко, пружинистые полуприсдания
Выгляни в окошко: с одновременными хлопками в ладоши
Твои детки плачут, легкие прыжки на двух ногах
По камушкам скачут.
+++
Как на нашем на лугу ритмические полуприседания
Стоит чашка творогу с одновременным раскачиванием рук вперед-назад
Прилетели две тетери, поскоки на месте
Поклевали, присесть на корточки
Улетели … пружинистые полуприседания с одновременными взмахами рук вверх-вниз
Из практики заметила, что детей очень привлекают игры с использованием каких-либо предметов: карточки, деревянные палочки, связки ключей, детские музыкальные инструменты. С использованием таких атрибутов даже самый скромный и нерешительный ребенок с удовольствием включается в деятельность. Например, в старшей группе была девочка Таня Б., очень стеснялась, чувствовала неуверенность в своих действиях, неохотно откликалась на инициативу взрослого. Но стоило внести в игру «Капельки» (на развитие силы звука) с использованием связок ключей, Таня сначала неуверенно их взяла и чувствовалось ее скованность от незнания, что же делать с ними. И после объяснений правил игры и ее проведения, было видно, что ей очень понравилось. И на следующих занятиях я стала замечать, что Таня стала проявлять активность не только в играх, но и в других видах музыкальной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте рекомендую следующие музыкально-дидактические игры:
• Развитие звуковысотного слуха: «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Где мои детки?», «Мама и детки», «Полёт»
• Развитие чувства ритма : «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи».
• Развитие тембрового слуха : «На чем играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный домик».
• Развитие диатонического слуха: «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».
• Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти: «Будь внимательным», «Музыкальный магазин», «Времена года», «Наши песни».
Многократное повторение музыкальных игр-это хорошо, но надо не забывать, что и самое любимое занятие может надоесть и вызвать отказ со стороны ребенка. Чтобы такого не случилось важно в играх использовать вариативность.
Например, в игре «Придумай свой ритм» дети могут проявить свое творчество, прохлопать ритм на свое усмотрение, а потом можно предложить тоже выполнить с помощью детского музыкального инструмента или пропеть свой ритм на слог «ля», «та», выложить ритм из дощечек коротких и длинных полосочек.
Чтобы не получилось, что музыкальные способности детей «не открылись» при входе в зал и «не закрылись» при выходе из него, важно проводить работу с воспитателями и родителями.
Таким образом, музыкально-дидактических игры важны для развития самого ребенка, его личности, а не только для музыкально-сенсорного развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников. Издательство: АРКТИ, 2000.
2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Издательский центр «Академия», 2005.