МААМ-картинки

Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников

ТАТЬЯНА БАРАНОВА
Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Журавлик»

Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников

• Дидактические игры

• Тематические игры (сутки, части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, времена года)

Составила: Баранова Т. П..

Воспитатель первой

квалификационной категории

г. Нягань

.2018

Публикация «Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников» размещена в разделах

Дидактические игры по развитию временных и пространственных представлений у дошкольников

Игра «Назови пропущенное слово»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: -

Мы завтракаем утром, а обедаем (дети называют пропущенное слово)

Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой … -

Днём ты обедаешь, а ужинаешь…

Игра «Когда это бывает»

Цель: учить называть временные отрезки : утро, день, вечер, ночь.

Ход игры:

С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени.

Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые, нарисованные на картинке, когда они это делают.

Предлагает вопросы : «А ты что делал утром? Днем?»

Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.

Игра «Что ты сейчас делаешь?»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры:

Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей:

«Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Игра «Что за чем?»

Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.

Ход игры:

Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос : - Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. т. д.

Игра «Когда это бывает»

Цель игры: Закрепить представление о временах суток.

Ход игры:

Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос : - Что дети делают ночью дома? –

Что делают днём? –

Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т. д.

Игра «Назови все части суток»

Цель: Учить различать и называть части суток.

Ход игры:

У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.

Игра «Назови пропущенное слово»

Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.

Ход игры:

Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос : - Мы завтракаем, ужинаем …., а обедаем… - Сегодня у нас было рисование, а вчера… - сегодня у нас математика, а завтра…

• Дидактические игры

• Тематические игры (сутки, части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, времена года)

• Загадки

• Пословицы

• Физминутки

1 блок. Ориентировка в "схеме собственного тела".

1. Покажи свою левую руку.

. Покажи свою правую ногу.

. Покажи свой левый глаз.

. Покажи своё левое ухо.

. Левой рукой дотронься до правой ноги.

. Правой рукой дотронься до левого уха.

. Правой рукой дотронься до левого плеча.

. Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону.

. Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка).

. Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка).

. Скажи, какая это нога? (Экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка).

. Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?

2 блок. Ориентировка в "схеме тела" человека, стоящего напротив.

1. Покажи мою левую руку.

. Скажи, какой рукой я держусь за правое ухо?

. Скажи, какой рукой я держусь за левое колено?

. Скажи, какая из моих рук сверху?

. Скажи, какая из моих ног сверху?

. Скажи, к какому плечу я повернула голову?

. Скажи, какую руку я подняла вверх?

. Скажи, какую руку я положила на плечо?

. То, что я буду делать правой рукой, ты точно также будешь делать своей правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты точно также будешь делать своей левой рукой (экспериментатор тыльной стороной ладони правой руки касается подбородка снизу).

. Экспериментатор левую руку кладет себе на плечо.

. Экспериментатор пальцами левой руки упирается в ладонь правой руки, расположенную вертикально.

. Скажи, какая из моих рук сжата в кулак? (Экспериментатор правой рукой, сжатой в кулак, упирается в ладонь левой руки, расположенную вертикально).

3 блок. Понимание предлогов по картинке.

Инструкция: "Покажи. "

. Что ты видишь над деревом?

. Что ты видишь под деревом?

. Кто находится на дереве?

. Кто находится перед деревом?

. Кто находится за деревом?

. Кто смотрит из-за дерева?

. Кто двигается от дерева?

. Кто двигается к дереву?

. Кто вылезает из-под дерева?

. Что падает с дерева?

. Что за отверстие в дереве?

. Кто смотрит из дупла?

4 блок. Употребление предлогов по картинке.

Инструкция: "Скажи. "

. Где находится солнце?

. Где растет гриб?

. Где сидит белка?

. Где находится ежик?

. Где прячется лиса?

. Откуда лиса выглядывает?

. Куда ползет улитка?

. Куда идет кот?

. Откуда вылезает крот?

. Откуда падают листья?

. Где сидит сова?

. Откуда она смотрит на нас?

5 блок. Ориентировка на листе бумаги.

1. Покажи, что нарисовано в левом верхнем углу?

. Покажи, что нарисовано в правом нижнем углу?

. Покажи, что нарисовано в правом верхнем углу?

. Скажи, в каком углу нарисована белка?

. Покажи след от левой ноги.

. Поставь над крестиком точку (ребенку дается лист бумаги, расчерченный на 9 квадратов, в центре стоит крестик).

. Нарисуй слева от крестика кружок.

. Нарисуй справа от точки треугольник.

. Под кружком проведи волнистую черту.

. "Прогулка в парке". Попросить ребенка расставить скамейки вдоль дороги по ходу его движения: "Поставь красную скамейку справа".

. Скажи, с какой стороны я поставила зеленую скамейку?

. Скажи, с какой стороны от дороги растут три елки?

6 блок. Ориентировка на листе бумаги, перевёрнутом на 180°.

1. "Прогулка в парке". Мысленно иди в обратном направлении по дороге. Скажи, с какой стороны от тебя стоит зеленая скамейка?

. Скажи, с какой стороны от тебя красная скамейка?

. Скажи, с какой стороны от тебя синяя скамейка?

. Скажи, с какой стороны от тебя оранжевая скамейка?

. Ты идешь по дорожке, а я сижу на второй скамейке слева. Покажи, где я сижу?

. На первой скамейке справа сидит старушка. Покажи, где эта скамейка?

. Скажи, с какой стороны от дороги, по которой ты возвращаешься, сидит ежик?

. Покажи третью ёлку слева от тебя.

. Скажи, с какой стороны от дороги ты видишь бабочку?

. Покажи след от правой ноги.

. Покажи отпечаток левой руки.

. Покажи указательный палец правой руки.

Дидактические игры и упражнения.

1. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и называют, свои действия.

. "Право - лево". Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т. д. находятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой руками. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т. д., затем - с левой рукой, после этого - в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом "Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т. д. ".

. Ребенок придумывает и показывает любое движение и комментирует свое действие.

. Глядя на себя в зеркало, ребенок определяет, что у него находится посередине лица (например нос). А затем по просьбе взрослого начинает движение ладоней вверх иливниз (выделенное слово в речи следует выделить интонационно). При этом перечисляем, мимо каких частей лица "проезжает" ладошка. После этого делаем закономерный вывод, что все мимо чего "проезжала" ладонь, находится выше или ниже носа.

. "Ниже - выше". Что у девочки ниже, чем рот? Что у девочки выше чем нос? Кто назовет больше частей тела расположенных выше чем брови? Задания сначала задаются взрослым, а потом и самими детьми. Вопросы и задания, формулируемые самими детьми, являются очень важным этапом отработки формируемого навыка - пространственных представлений схемы лица, поскольку таким образом происходит "введение" этих представлений в активную речь.

. На этом этапе рационально познакомить детей с понятием между и объяснить различие с понятием - посередине. Что у девочки между бровями и носом? Что у меня между ртом и глазами?

. "Я задумала часть лица, она находится над. Какую часть лица я задумала?" "У Саши чернильное пятно под. Где у Вани чернильное пятно?" Задания сначала дает взрослый, потом придумываю сами дети.

. "Дождь" Педагог называет части одежды, на которой появились пятна дождя, дети ставят магниты. Затем дети играют парами, один ставит магнит, второй называет, где появились "пятна дождя".

Дидактические игры и упражнения.

1. Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон собственного тела: круг впереди себя (перед собой, квадрат позади себя (за собой, треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем рассказывает, что где находится.

. Ребенок раскладывает те же фигуры, только относительно сторон тела другого человека и говорит, что где лежит.

. Два ребенка встают напротив друг друга. Один ребенок придумывает действия и просит партнера напротив сделать их и внимательно проверяет правильность выполнения. Например, подними вверх левую руку и т. д. После этого дети меняются ролями.

. Два ребенка стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие, а другой оречевляет его действия. Например: "Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха". Затем это делает другой ребенок.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Формирование пространственных и временных отношений у дошкольников» Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Группа: подготовительная.

Игра «Путешествие» на развитие пространственных представлений для детей с ЗПРИгра «Путешествие» на развитие пространственных представлений для детей с ЗПР Игра на развитие пространственных представлений для детей с ЗПР «ПУТЕШЕСТВИЕ». Указанный на фото образец имеет большой формат, который.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений и развитие ориентировки в пространстве «Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Содержание. У каждого.

Картотека дидактических игр по формированию временных представлений у дошкольников Я возьму тебя в космический полет. Цель: Учить ребенка называть разные «кусочки времени» (временные эталоны, ввести в активный словарь.

Картотека игр во всех возрастных группах на развитие временных представлений у дошкольников «Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Содержание. У каждого ребенка.

Конспект занятия «Развитие пространственных и временных представлений в ходе фронтальной деятельности» на тему «Весна» Цель: уточнять и систематизировать знания детей о пространственных и временных представлениях. Задачи: Воспитательные: - воспитывать культуру.

Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в моделирующей деятельности Аннотация: В статье рассматривается технология моделирования как способ формирования временных представлений у дошкольников. Показано, что.

Статья на тему «Развитие временных представлений у дошкольников» Проблема развития временных представлений у дошкольников всегда привлекала внимание педагогов и психологов. Время есть отражение вечного,.

Семинар-практикум для родителей подготовительной группы «Развитие у дошкольников пространственных представлений» Семинар-практикум для родителей подготовительной группы Подготовила учитель-дефектолог Светлана Ивановна Кидяйкина Демонстрационный материал:.

Развитие представлений о пространственных фигурах у детей 6–7 лет Аннотация: Статья посвящена проблеме развития пространственных представлений у старших дошкольников при использовании математического моделирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 21:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем ТАТЬЯНА БАРАНОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД