Татьяна Грунина
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач художественно- эстетического воспитания маленьких детей является развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать и любить прекрасное в окружающей жизни и в произведениях искусства. И хотя художественно- эстетические чувства в раннем возрасте носят неосознанный характер, необходимо обогащать их с помощью разнообразных средств.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
Дети раннего возраста большую часть дня проводят в группе или на участке, отведенном для прогулок. Поэтому очень важно соответствующим образом их оборудовать. Мебель, содержащиеся в порядке пособия и игрушки располагаются так, чтобы детям было удобно, а помещение выглядело красивым и уютным. Большую радость доставляет малышам украшение группы и участка. Поэтому, чтобы порадовать ребят, время от времени мы меняем элементы обстановки, развешиваем новые картины, составляем из игрушек макеты, о которых можно поговорить с детьми.
На прогулках внимание детей привлекаем к красивым цветам на клумбах, деревьям, ярким птицам, блеску солнца. Однако возможность наблюдать растения, животных, разнообразные явления природы для детей первых трех лет ограничена, хотя бы потому, что у них несовершенна способность передвигаться. Поэтому так важно, чтобы дети видели яркие цветы в вазе в помещении, где они играют, на несколько дней из другой группы мы приносим другие игрушки, книжки. Стараемся сделать, чтобы любая ситуация, возникающая в ходе повседневного педагогического процесса, использовалась нами для обогащения художественно- эстетических чувств и восприятий маленьких детей. Это может быть разговор по поводу новой игрушки, красивой рубашки, платья и т. д.
Дети раннего возраста или беспомощны в самообслуживании, или имеют недостаточно совершенные навыки. Поэтому мы следим за опрятностью одежды детей, поддерживаем чистоту на столах во время еды, следим за порядком в игрушках во время бодрствования малышей.
Разнообразные ситуации создаём и специально. Так, в группе, у нас имеется набор несложных украшений и предметов для ряженья: венки, яркие фартучки, банты, воротники. Нарядившись, малыши пляшут под несложную мелодию.
В работе с маленькими детьми мы используем такие средства художественно- эстетического воспитания, как музыка и художественное слово. Так, из произведений художественной литературы детям читаем короткие стихи (например, А. Барто, Е. Благининой) и напевные ритмические народные потешки. Их дети не только с большим интересом слушают, но и подговаривают: “Да. Шу. Полетели. Ай. ”
На третьем году жизни вводят обучение детей элементам изобразительной деятельности. Причем программа и методика работы здесь строятся таким образом, чтобы дети не только приобретали первый опыт обращения с пластилином, карандашами, красками, но и участвовали в создании образа. Этот прием, как и активное участие детей в речевых и музыкальных занятиях, помогает подготовить основу для развития в дальнейшем творческих способностей детей в разных видах художественной деятельности.
Обучение детей элементам изобразительной деятельности в группе раннего возраста осуществляется в двух направлениях: во-первых, обучение действиям, специфичным для изобразительной деятельности в рисунке и лепке, и, во-вторых, направленность внимания и усилий детей на создание графического и лепного.
В нашей группе художественно- эстетическое развитие проходит не только в образовательной деятельности, но и в ходе повседневного педагогического процесса, посредством дидактических игр, таких как «Полянка», «Кто живет в лесу?», «Укрась матрешкам сарафан», где дети могут проявлять свое творчество.
Для того чтобы художественно- эстетическое развитие проходило в полном объеме для детей раннего возраста, у нас созданы все необходимые условия для предметно-развивающей среды.