Юлия Тункина
Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Продолжительность проекта : сентябрь – март.
Тип проекта : познавательно – игровой.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатель, родители.
Постановка проблемы.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего возраста.
Публикация «Проект „Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Актуальность проекта :
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,
развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей младшего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта :
обеспечивать накопление представлений у детей младшего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах.
Задачи проекта :
• Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
• знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
• воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
• развивать мелкую моторику рук;
• повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
• оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Продукт проекта :
• Игры и пособия на развитие сенсорных навыков.
• Картотека дидактических игр по сенсорному развитию.
• Методические рекомендации для родителей по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания и созданию условий проведения дидактически игр.
Список литературы.
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005;
3. Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М. : «Сфера», 2012.
4. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта и сроки реализации :
1 этап – подготовительный (сентябрь);
2 этап – основной (октябрь – февраль);
3 этап – заключительный (апрель).
Подготовительный этап:
• Знакомство с темой проекта.
• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего возраста в соответствие с ФГОС.
• Диагностика уровня сформированности представлений у детей о цвете, форме, размере.
• Анализ полученных результатов, выводы.
• Проведение анкетирования родителей "Роль сенсорной культуры в жизни ребёнка".
• Составление перспективного плана работы с детьми.
• Создание условий для эффективного использования игр;
Основной этап:
Работа с детьми:
1. Образовательная деятельность:
по познавательному развитию :
• «В гости к героям мультфильмов»
• «Спрячь зайчика под ёлочкой»
• «Длинная – короткая»;
• Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет».
художественно – эстетическому развитию :
• «Птички»
• «Зайчик»
• «Цветные шарики»
• «Дымковские лошадки»
• «Цветы для мамы» и другие.
по речевому развитию :
• Отгадывание загадок на тему: «Геометрические фигуры», «Загадки на цвета».
• Чтение и заучивание считалок, скороговорок, пословиц и поговорок на данную тему.
2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».
3. Дидактические игры :
Для зрительного восприятия (цвет, форма, величина) например:
• «Закрой окошко в домике»;
• «Собери бусы»;
• «Жучки и листики»;
• «Найди цветочек для пчёлки»;
• «Цветы и бабочки»;
• «Найди фрагмент» и т. д.
Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух) :
• «Постучим – погремим»;
• «Кто как кричит?» и т. д.
4. Игры:
• с цветным конструктором;
• с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме;
• с матрешками;
• геометрическими вкладышами;
• с палочками Кюизенера;
• с блоками Дьенеша;
• мозаика;
• пазлы.
5. Самостоятельные игры малышей.
Перспективный план работы с детьми по сенсорному воспитанию
(младшая группа)
Месяц Тема занятий Задачи
Сентябрь Д/и «Овощи» Развивать тактильные и вкусовые ощущения
Рисование «Овощи» Развитие формы, цвета
Д/и «Спрячь мышку» Развивать цвет
Д/и «Магазин» Учить группировать предметы по общему признаку
Лепка «Яблоки и груши» Побуждать к самостоятельному расположению на бумаге готовых форм, чередуя по цвету.
Д/и «Собери корзинку» Вызвать интерес у детей, учить подбирать предмет по форме.
Д/и «Собери бусы» Учить детей подбирать цвет по форме предмета.
Октябрь Д/и «Составь фигуру» Учить анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия
Д/и «Матрёшкино новоселье» Развивать цвет
Д/и «Сбор фруктов» Формирование величины
Д/и «Найди цветок для бабочки» Учить детей подбирать цвет по форме предмета.
Д/и «Угощение для матрешки» Учить детей подбирать нужную форму к предмету.
Аппликация «Неваляшка» Учить подбирать правильную форму для предмета, соответственно цвет к данному предмету.
Ноябрь Лепка «Яблоки и груши» Формирование представлений о цвете и форме
Д/и «Жучки и листики» Учить правильно, подбирать величину и цвет предмета.
Д/и «Собери бусы» Учить детей подбирать цвет
Д/и «Чего не хватает» Формирование представлений о цвете и форме
Д/и «Чудесный мешочек» Учить на ощупь находить геометрические фигуры
Аппликация «Шарфик» Учить подбирать правильную форму и цвет к предмету.
Декабрь Д/и «Найди все фигуры как эта» Дать представления о цвете, форме и размере.
Д/и «Чем похоже, чем отличается» Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине
Рассматривание меха и пальтовых тканей Познакомить детей с некоторыми свойствами меха и ткани, дать общее представление о способах превращения их в вещи
Д/и «Украсим ёлочку» Учить группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающему цвет
Рисование «Шарики для елочки» Учить детей правильно подбирать цвет и величину предмета.
Аппликация «Снеговик» Учить правильно, подбирать форму и величину предмета.
Январь Д/и Домино Познакомить детей с величиной, закрепить понятие о цвете
Д/и «Кто скорее соберёт» Учить собирать пирамидки
Д/и «Что лежит в мешочке» Упражнять в соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образом.
Дидактическая игра «Цветик-семицветик» Учить детей правильно подбирать цвет предмета.
Аппликация «Разноцветный коврик» Продолжать учить детей правильно подбирать готовые формы и наносить их на бумагу.
Февраль
Д/и «Придумай сам»
Учить использовать предмет в качестве заменителя других предметов
Д/и «Сравнение шарика и куба» Познакомить с формой предмета
Геометрическое лото Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической формой
Д/и «Рыбки» Закрепление понятий: величина, форма и цвет предмета».
Д/и «Чайный сервиз» Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета.
Д/и «Коврик для Кота Леопольда»
Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета.
Март Аппликация «Украсим салфетку» Цвет, форма, понятие середина листа, верхний угол, развивать композиционные умения, цветовое восприят ие
Найди предмет такой же формы Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическим образом
Конструирование «Башня» Закреплять представление об относительной величине предметов
Аппликация «Узор по кругу» Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине. Понятие вверху, внизу, слева, справа
Д/и «Спрячь колобка» Геометрическая форма и цвет
Д/и «Собери по цвету» Цвет предметов
Д/и «На какую фигуру похож предмет» Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической формой
Апрель Ознакомление с деревом и резиной Познакомить с некоторыми свойствами дерева и резины
Д/и «Высокий - средний – низкий» Размер предметов
Д/и «Спрячь птичку» Геометрическая форма и цвет
Д/и «Заплатки. Подбери фигуру» Геометрическая форма
Д/и «Какой краской нарисовано». Цвет предметов
Д/и «Волшебный слонёнок» Учить определять материал на ощупь, из которого сделаны вещи
Лепка «Миски трёх медведей» Учить лепить мисочки разного размера
Май Д/и «Цвет и форма» Закрепить представление о пяти геометрических фигурах
Д/и «Посади огород» Учить детей использовать заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии расположенных заместителей
Д/и «Составь предмет» Упражнять в соответствии силуэта из отдельных частей (цвет, форма)
Конструирование из песка Продолжать знакомить детей со свойствами песка
Д/и «Цветные феечки» Закреплять представление о цвете
Д/и «Божьи коровки» Закреплять представление о цвете
Д/и «Найди цветочек для пчёлки»; Закреплять представление о цвете
Д/и «Цветы и бабочки»; Закреплять представление о цвете.
Работа с родителями:
Название Срок выполнения
1. Родительское собрание «Сенсорное развитие ребёнка» (мастер – класс) Сентябрь
2. Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей 3 - 4 лет». Ноябрь
3. Беседы о роли развивающих игр для малышей. Декабрь
4. Наглядная информация: папки-передвижки.
«Дидактические игры по сенсорике для детей 2- 4 лет»
«Дидактические игры, развивающие восприятие формы»
«Дидактические игры на целенаправленное восприятие цвета».
«Игры, развивающие цветовое восприятие».
Октябрь
Декабрь
Январь
Март
5. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей в течение всего проекта
Заключительный этап.
Результаты проекта :
1. В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры; (фото предметно – развивающей среды).
Мною были изготовлены:
- игры и пособия:
o «Коврик для Кота Леопольда»
o «Цветные феечки»
o «Книжка - малышка»
o «Волшебный слонёнок»
o «Божьи коровки»
o Лэпбук «Изучаем цвет»
o и другие.
- картотека дидактических игр по сенсорному восприятию.
- перспективное планирование дидактически игр и упражнений по сенсорному развитию для детей 3 - 4 лет.
2. Родители получили:
o методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания.
o методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр в домашних условия.
o консультацию «Развитие сенсорных способностей у детей 3 - 4 лет».
o памятки для родителей «сенсорное развитие детей 3 – 4 лет».
В ходе проекта родителями были изготовлены дидактические игры :
o «Спрячь колобка»
o «Собери в корзину»
o «Собери по цвету»
o «На какую фигуру похож предмет»
o «Высокий - средний – низкий»
o «Спрячь птичку»
o «Заплатки. Подбери фигуру»
o «Какой краской нарисовано».
3. Поведено итоговое мероприятие - совместное развлечение детей и родителей «Воздушные шарики».
4. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Проект поспособствовал развитию сенсорно – математических представлений, закрепил представления о геометрических формах, времени, основных цветах и положении в пространстве. Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждали интерес, любознательность, внимание.
Перспективы развития проекта :
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.