Куприянова Анна Альбертовна
Развитие тембрового слуха у воспитанников ДОУ в процессе игры на музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие тембрового слуха у воспитанников ДОУ в процессе игры на музыкальных инструментах.
Куприянова А. А. ,
Музыкальный руководитель МБДОУ д/с №8, г. Североморск.
Цель работы: выявить оптимальные условия успешного развития тембрового слуха детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели и решения задач: определены этапы работы:
Публикация «Развитие тембрового слуха у воспитанников ДОУ в процессе игры на музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. На основе изучения психолого – педагогической и методической литературы обобщить и систематизировать теоретический и практический опыт решения проблемы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
2. Определить содержание, формы и методы развития тембрового слуха детей дошкольного возраста в процессе музыкально – образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Определить уровень развития тембрового слуха дошкольников.
В современной музыке тембровое начало выходит на первый план в качестве одного из важнейших выразительных и формообразующих средств. Назревшая необходимость развития тембрового слуха как одной из профессиональных способностей музыканта подчеркивалась рядом ведущих ученых-специалистов в области музыкальной педагогики, психологии и музыкознания Б. В. Асафьевым, Е. В. Давыдовой, С. М. Майкапаром, Е. В. Назайкинским, А. Л. Островским, Г. С. Ригиной, Б. М. Тепловым, Г. М. Цыпиным, и др.
Музыкальный слух в широком понимании - это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений. Музыкальный слух имеет множество качественных проявлений, и отсюда, много его разновидностей, что говорит о сложности этой способности. Различают звуковысотный, динамический, ритмический, мелодический, гармонический, внутренний, полифонический, абсолютный и тембровый.
Тембр- окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук, в том числе и музыкальный.
Тембровый слух - это способность распознавать окраску звука. Специфические особенности и свойства звуков и их сочетаний. Тембровый слух- один из важнейших компонентов слухового воспитания.
Музыка неотделима от тембра в котором она звучит. Поёт ли человеческий голос, или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы- любое из этих звучаний входит в палитру тембровых многоцветных воплощений музыки. Поэтому композиторы никогда не создают такую музыку, которая могла бы быть предназначена для любого тембра. Каждое, даже самое маленькое произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять.
Например, каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера. Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближает её интонацию с живым голосом – глубоким, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке не редки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели, поражая естественностью тембра и дыхания. Например, «Вокализ» С. В. Рахманинова.
Для развития тембрового слуха существуют разнообразные методы и приё мы:
Игра «Нам игрушки принесли» младший возраст:
Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.
Демонстрационный материал: любая игрушка-животное, коробка с музыкальными инструментами.
К детям приходит любая игрушка, например, лисичка и приносит коробку. Воспитатель говорит, что в коробке лежат музыкальные игрушки, которые лисичка даст детям, если они узнают их по звучанию. Воспитатель незаметно за ширмой играет на музыкальных инструментах. Дети узнают их. Детям, которые угадывают первыми, даётся этот музыкальный инструмент. В конце игры можно предложить детям сыграть в оркестре.
Игра «Укрась музыку» подходит для средней группы: музыкальный руководитель исполняет произведение «Весна идет» муз. И. Меньших, воспитанники на треугольнике и свистке подыгрывают на проигрыше, изображая капель и пение птиц.
На занятиях воспитанников знакомят с инструментами, их звучанием. И уже потом, используют в играх.
Песня-игра «Угадай-ка кто поёт?», где инструменты изображают тембры голосов :
Птичка представлена близким ей по тембру деревянным духовым инструментом под названием Флейта.
Кошку характеризует звучание Кларнета.
Звучание этих инструментов можно взять из сказки «Петя и волк», Сергей Сергеевич Прокофьев, наш замечательный композитор, подумал о детях и написал для них свою симфоническую сказку. Это одновременно и сказка для детей, и знакомство с несколькими инструментами оркестра.
Или Сен-Санса «Куры и петухи» - скрипки, альт, фортепиано: назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья.
«Определи инструмент» старший возраст:
Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.
Демонстрационный материал: два комплекта музыкальных инструментов.
Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые музыкальные инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполнил музыкальное задание, то все дети хлопают, и этот ребёнок сам становится ведущим, если ошибся, то слушает новое задание.
Музыкальные руководители для формирования тембрового слуха у дошкольников, применяют различные технологии, методы, приёмы, целью которых является как диагностика, так и развитие тембрового слуха. В процессе работы музыкальный руководитель использует необходимое оборудование: музыкальный центр, диски, фортепиано, нотный материал, что в свою очередь обогащает процесс восприятия музыкальных тембров и музыкального образа.
Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движениями, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.
Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка.
Сенсорный музыкальный опыт — это наличие развитых слуховых ощущений, представлений, как действенно-наглядной ориентировки в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связанных с выразительными средствами музыки.
Вывод:
Результатом сенсорного музыкального воспитания детей является определенный уровень их сенсорного развития, обеспечивающий качество эмоционального и сознательного переживания музыки. Следовательно, и результатом эмоционального и сознательного отношения к явлениям окружающей жизни.
Развитый тембровый слух помогает слышать и видеть, богатство красок окружающего мира во всём его удивительном многообразии.
Список литературы:
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М. : Просвещение, 1967. – 415 с.
Зимина А. Н. Музыкальнодидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ. – М. : ГномПресс, 2000. – 48 с.
Кононова Н. Г. Музыкальнодидактические игры для дошкольников. – М. : Просвещение, 1982. – 96 с.
Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М. : Просвещение, 1990. – 159 с.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. : Наука, 2003. –384
Ляхова Д. И. РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч. -практ. конф. № 1(36). URL : https://sibac.info/archive/meghdis/1(36).pdf