Диана Мелешко
Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста.
Нас всех с вами в жизни сопровождает удивительное явление- имя которому Музыка. Она в звуке дождя и в шелесте листвы, она в неторопливом движении стрелок часов и разговоре людей, она внутри нас и вокруг нас…
Публикация «Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Великий философ Платон сказал: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного»
Музыка и дети. На мой взгляд, именно в таком сочетании в полной мере способны раскрыться одаренность и индивидуальность каждого ребенка в процессе музыкального воспитания.
На протяжении всей своей педагогической деятельности я занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми, поиском тех форм работы, в которых наиболее полно могли бы раскрыться музыкальные способности ребенка. Изучив методики приоритетным направлением в своей работе выбрала обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Что дает мне этот приоритет?
Во – первых, высокий уровень заинтересованности детей, так как этот вид детской исполнительской деятельности очень привлекает дошкольников.
Во – вторых, комплексное решение задач музыкального воспитания : игра в оркестре формирует чувство лада, ритма, ансамбля, обогащает музыкальное восприятие, развивает слух как систему в единстве тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов.
И, в - третьих, - это эффективное решение проблемы недостаточно высокого уровня развития у детей чувства ритма, так как эта способность (по наблюдению) не у всех детей проявляется рано. (мнение музыканта – психолог Бориса Теплова).
Сегодня мир вступил в эпоху инноваций, которые дают возможность более прогрессивному развитию личности. Для меня, инновации в моем направлении работы, - это использование таких приемов музыкального воспитания по развитию у детей чувства ритма, которые будут способствовать мобилизации внутренних творческих ресурсов ребенка. Дадут ему возможность экспериментировать, познавать и развиваться…
Это и есть цель моей деятельности, для реализации которой я решала следующие задачи:
Создание условий для творческого самовыражения детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах
Определение эффективной системы работы, направленной на развитие у детей чувства ритма.
Содействие развитию коллективного исполнительского творчества (оркестровой деятельности) с учетом индивидуальных особенностей и способностей детей.
Вопросами развития у детей чувства ритма и обучения игре на музыкальных инструментах в дошкольном возрасте занимались многие ученые и педагоги: Борис Асафьев, Николай Метлов, Б. Л. Яворский. Разработаны педагогические системы Карла Орфа, Пьера Ван Хуве, Судзуки, М. Трубниковой. Профессиональный интерес у меня вызвала методика Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой по развитию элементарного музицирования с дошкольниками. Эта методика составила научную основу моей системы работы.
Углубленно данной работой я занимаюсь с детским оркестром. Это кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста.
В центр своей деятельности я ставлю ребенка, его интересы, желания и возможности. Личностно – ориентированный подход закладывает основы сотрудничества, что повышает самооценку ребенка и способствует его успешности.
Активные формы музыкальной деятельности являются основными в работе с детьми. Это: пение, игра на музыкальных и шумовых инструментах, речевые упражнения и движения.
«Творческая импровизационная деятельность» - это понятие определяет мой методический подход и проходит через все формы работы с детьми.
Дети овладевают способностью придумывать, и, импровизационно, спонтанно обращаться с музыкальным материалом. Это игры со звуками, тембрами, ритмами, движениями, сочинение простейших ритмических аккомпанементов с помощью «звучащих жестов», шумовых инструментов.
Вся работа с детьми в оркестре строиться в четырех взаимосвязанных направлениях, которые взаимообогащают друг друга:
• Экспериментирование со звуками
• Творческое музицирование и импровизация
• Освоение дидактических игр
• Игра в шумовом оркестре.
Содержание работы по каждому направлению :
Экспериментирование со звуками
Это творческое исследование в процессе которого у детей приобретается опыт звуковых ощущений :
• изучают звуковые свойства музыкальных инструментов, а также различных материалов и предметов из них (бумажных, стеклянных, деревянных, металических)
• исследуют разные способы получения звука, (тем самым приобретают опыт игры на инструментах)
Игра со звуками - самый простым путь к импровизации. Важным условием является то, что я не даю детям прямые эталоны звучания - ребенок сам находит способы самовыражения в игре на инструменте или звучащем предмете.
Методика игры со звуками основывается на принципах элементарной импровизации. Ключевая фраза «сыграй, как ТЫ хочешь» запускает механизм творческого музицирования. Последовательность моих действий следующая:
Определяю для детей тему музицирования, это может быть стихотворение, фраза, наглядность.
Прошу каждого ребенка выбрать музыкальный инструмент, поиграть на нем,изучить, какие в нем живут звуки и найти способ озвучивания предложенной мною темы. Этот музыкальный полилог является очень важным этапом работы. В процессе него я осуществляю индивидуальный подход, стараюсь услышать каждую импровизацию, «голос» каждого инструмента, чтобы потом объединить их в единое звучание. Затем предлагаю детям озвучить стихотворение. используя метод наложения свободной в метроритмическом отношении детской импровизации на поэтический текст.
Всю работу начинаю с простых звукоподражаний, например «кап-кап», «тик-так» и постепенно увеличиваю степень ассоциативных связей (музыка дождя, песня ветра, радостная мысль). К игре со звуками отношу и игру с голосом, т. к. голос и артикуляционный аппарат могут рассматриватся как целое собрание инструментальных тембров (свит, шипение, цокание языком, вдохи, выдохи и т. д.)
Следующее направление - это творческое музицирование и импровизация.
Элементарная импровизация начинается с одного единственного звука и проходит следующие этапы:
1 этап - исследование и изучение свободного изучения звукового пространства, вне музыкального звукоряда, метра и ритма.
Инструментами на этом этапе являются звучащие жесты (это хлопки, шлепки, щелчки, притопы) и шумовые инструменты (как музыкальные, так и бытовые предметы: посуда, строительные, слесарные инструменты)
Таким образом, первым продуктом музыкальной деятельности становятся темброво-динамические и темброво-регистровые импровизации.
2 этап - инструментальные внеладовые импровизации на ксилофоне, металлофоне, блок-флейте. Детям предлагаю сыграть любые звуки (это «звуковое» письмо, «писать» его можно рукой, кистью, на морозном стекле, мокром песке, подключая т. о. новые ассоциативные связи).
3 этап - импровизации в пентатонике (т. е. ладовая импровизация, которая проводится по аналогии с внеладовой импровизацией. Пентатоника дает преимущеста в импровизировании мелодий, в выстраивании вертикальных соединений, когда я аккомпанементом поддерживаю импровизацию детей.
4 этап - «Сыграем вместе» - это когда дети свободно импровизируют на шумовых инструментах на фоне структурно оформленной игре музыкального руководителя на фортепиано.
При обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, большое значение имеет использование и музыкально-дидактических игр.
Это третье направление работы
Музыкально-дидактические игры включаю во все занятия детского оркестра, а по мере усвоения переношу их в свободное от занятий время, использую игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь оказывают в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх, различные пособия: ложки, кубики, палочки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.
Я создала коллекцию игр на развитие чувства ритма, которая включает в себя музыкально – дидактические игры, пальчиковые, игры с движениями. (См. приложение №3).
Развивать слух у детей, умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять в них звучание хорошо знакомых музыкальных инструментов помогают музыкально-дидактические игры «Слушаем внимательно», «Лото», «Угадай инструмент» и т. д.
Игры, которые я использую в работе развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новым музыкальным материалом.
4 направление - игра в шумовом оркестре
Это систематическая форма обучения, которая проводится в коллективе.
Я стараюсь сделать ее легкой и интересной для детей.
В обучения игре на инструментах устанавливаю последовательность выполнения различных музыкальных заданий, стараюсь выразительно исполнить произведение, которое предлагаю детям, показываю приемы, способы звукоизвлечения и даю доступные пояснения.
При разучивании попевок, песен и отдельных произведений руководствуюсь классической методикой музыкального воспитания Ветлугиной, особенность которой заключается в освоении технических приемов игры и разучивание произведений.
С целью расширения возможностей музицирования знакомлю детей с нотной грамотой, мы изучаем «словарь» музыкального языка (где даются такие понятия как акцент, размер, гамма, тоника, трезвучие, октава, канон, пауза, лад, темпы, крещендо, диминуэндо, форте, пиано и т. д.). При освоении нотной грамоты создаю условия и ситуации для творчества, обучаю спонтанному использованию ритмических эталонов и мелодических комбинации в пределах звукоряда для составления аккомпанементов, мелодизации текстов. Мы озвучиваем стихи, сказки, составляем звуковые композиции и придумываем графические записи к ним. Дети на занятиях проявляют изобретательность, выдумку, юмор. У них развивается умение экспромтом принять участие в бытовом музицировании.
Эффективность своей работы оцениваю по результатам диагностики, которую провожу, используя метод наблюдения, беседы, предлагая детям игровые музыкальные задания. Использую два параметра оценки: справился - не справился. Диагностику разработала исходя из задач, которые поставила в работе с детским оркестром. Результаты диагностики показывают динамику развития музыкальных способностей детей, играющих в оркестре, особенно в разделе музыкально ритмическое чувство (См. приложение №4). С целью выявления отношения к занятиям был проведен опрос детей, занимающихся в кружке. Им предлагалось ответить: «Чем тебе нравятся занятия в оркестре?». Большинство детей отметили, что им нравиться играть в оркестре, знакомится с новыми инструментами, они рады встрече с друзьями из других групп и с нетерпением ждут каждого занятия. Данный опрос еще больше обязывает меня к развитию личной культуры и более внимательному отношению к индивидуальным особенностям детей.
Вся проводимая мной работа имеет достаточное методическое обеспечение: методическая литература, тематическое и перспективное планирование работы с оркестром, картотеки, пособия, дидактические игры, музыкальные и шумовые инструменты.
Важной для меня является и оценка моей работы воспитателями. Я признаю их более глубокое знание индивидуальных особенностей воспитанников, прислушиваюсь к их советам и рекомендациям. Это анкетирование, опросы, беседы «Как создать шумовой оркестр», «Ритмические игры в самостоятельной деятельности детей», «Музыкальность, что это» (см. приложение №5). Выявлять мнение коллег о моей работе мне помогает анкетирование, которое я использую в работе уже второй год (см. приложение №6). Анализ анкет в конце учебного года позволил мне внести в коррективы в работу на современном этапе. Воспитатели отрицательно относятся к внеплановым консультациям и репетициям, что нарушает их ритм работы; рекомендуют поднимать самооценку неуверенных и недостаточно успешных детей на занятиях музыкой; советуют больше лично взаимодействовать с родителями по вопросам музыкального воспитания. Они высоко оценивают качество проводимых мной занятий, отмечают позитивные изменения в развитии детей.
Работу с родителями строю в двух направлениях: педагогическое просвещение в вопросах музыкального воспитания и вовлечение родителей в педагогический процесс. Одно из направлений работы – это установление обратной связи.
В конце года проведен опрос по следующим вопросам: «Какое значение вы придаете музыке в развитии своего ребенка? Как ребенок относится к музыкальному репертуару детского сада? Как вы приобщаете ребенка к музыке?» и т. д (см. приложение №7). В опросе участвовали 60 родителей, т. о. определено, что работа ведется в правильном направлении и удовлетворяет всем требованиям и запросам социума. Большой интерес также вызывает изучение и семейного опыта. Так например, родителям я предложила поделится своим опытом на тему «Любимые песни нашей семьи» (см. приложение №8). В результате приятно было отметить, что во многих семьях поддерживаются традиции народной, патриотической песни.
Т. О. можно сделать вывод, что дети приобрели определенные навыки и умения. А именно…
В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах дети действительно открыли для себя удивительный мир загадочных звуков и их красоту. Расширили свой кругозор и познакомились с историей происхождения музыкальных инструментов. У детей улучшилось качество интонирования, выполнение музыкально- ритмических движений, повысился интерес к музыкальным занятиям. Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.
Считаю достижением в своей педагогической деятельности:
- создание хорошего психологического климата при организации взаимодействия с детьми;
- умение эксперементировать и варьировать музыкальный материал в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и способностей детей ;
- умение работать командой, объединяя усилия заведующей, старшего воспитателя, музыкального руководителя и всех воспитателей и родителей в единую творческую команду;
- умение быстро реагировать на изменяющиеся условия.
Проблемы: Расширение социально-культурного пространства детей происходит в процессе участия в городских и республиканских мероприятиях. Считаю, что данное направление может быть реализовано более эффективно. Поэтому требуется анализ причин недостаточно высокой активности и разработка форм саморекламы. Также неумение и нежелание детей порой слушать и слышать музыку, недостаточный словарный запас создает много сложных ситуаций в моей работе. Всё это ставит передо мной задачу поиска новых методических решений, нового материала для слушания музыки.
Время предъявляет сегодня новые требования к музыкальному воспитанию : важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию на детей (психику, моторику, физиологию); единству эмоционального, художественного и сознательного и познавательного. Эффективность музыкальных занятий зависит не только от программы и методик, но и от особенностей личности педагога. Поэтому основная перспектива моей деятельности – это творческий рост, повышение профессиональных знаний и педагогического мастерства.