Папки-передвижки

Развитие рефлексии у педагогов, как метод познания себя

Александра Карелина
Развитие рефлексии у педагогов, как метод познания себя
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг для педагогов «Развитие рефлексии у педагогов, как метод познания себя».

Цель: развитие навыков рефлексии у педагогов.

Задачи:

- познакомить с понятием «рефлексия»;

Публикация «Развитие рефлексии у педагогов, как метод познания себя» размещена в разделах

- развивать у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей;

- осознание каждым участником своей роли в коллективе;

- повысить коммуникативные навыки педагогов;

- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех;

- Снятие телесных зажимов.

Ход тренинга:

Обсуждение правил работы в группе.

Ведущий объясняет участникам основные принципы и особенности тренинговой работы. Участники тренинга приступают к обсуждению правил работы в группе. По итогам обсуждения определяются правила, которые принимают все участники группы.

Упражнение 3. «Выбрось пальцы».

Ведущий предлагает участникам тренинга по его команде «выбросить» пальцы. Упражнение повторяется до тех пор, пока все участники не выбросят одинаковое количество пальцев. Необходимо обратить внимание на обсуждение самоотчетов участников тренинга: что способствовало или затрудняло действовать согласованно.

Чтение

Сказки Эльфики «Поединок»

Ученик пришел к Учителю рано утром, когда рассвет раскрашивал небо роскошными перламутровыми красками, и сказал:

- Учитель! Я тут подумал и понял, что ты не прав! Я решил вызвать тебя на поединок!

- Здравствуй, дорогой, — ответил Учитель, отрываясь от созерцания зари. – И что же навело тебя на такие мысли?

- То, чему ты меня учил, не имеет для меня никакой ценности! – выпалил Ученик. – Ты говорил мне о мире и спокойствии, о равновесии и благоденствии, но я поразмыслил и пришел к выводу, что это все чепуха!

- Ну что ж, для тебя это так, — миролюбиво заметил Учитель.

- Нет, ты не уходи от ответа! Я же говорю – поединок! Мы будем сражаться, и кто победит, тот и будет прав!

- Ну, сражайся, — пожал плечами Учитель. – Я ж не против. Только я в этом не участвую. Не люблю войн. Они все равно рано или поздно кончаются миром, так чего ж время тратить?

- А мне нравится война! – вскричал Ученик. – Это движение, это драйв, это энергия! Только в честном бою, повергнув противника, ты сможешь обрести Силу!

- Возможно. Но я предпочитаю обретать Силу другими способами, — ответил Учитель.

- Нет у тебя никакой Силы! – гневно бросил ему Ученик. – Ты сидишь с умным видом и вещаешь прописные истины, которые почерпнул в умных книжках. А я предпочитаю добыть истину в бою!

- Что ж, это тоже – истина, — согласился Учитель. – У каждого свой опыт и своя истина. И все правы.

- Демагогия! Твоя вечная демагогия! – гневно крикнул Ученик. – Ты учил меня столько времени и так и не узнал меня! Ты не способен видеть вглубь!

- Истинно так, — покивал Учитель. – Я и себя еще до конца не узнал, что же говорить о тебе? И я все еще учусь видеть вглубь. Так что спорить не с чем.

- Ты только и делаешь, что сидишь тут, на пригорке, и сочиняешь притчи, в которых нет ни соли, ни перца! Их жуешь, как вату, и не чувствуешь вкуса!

- Да, действительно. Я тут варю диетическую пищу для ума и души. Для тех, кто уже нахлебался переперченой боевой похлебки, наглотался соленого пота походов и горьких слез потерь и теперь хочет изведать другой вкус. Так что ты опять попал в точку: ни перца, ни соли в моих притчах не найти… Да, все так.

- Я научился ковать мечи, затачивать стрелы, выстраивать тактику, определять стратегию, ходить врукопашную, нападать и защищаться, а ты чему научился, сидя на пригорке и созерцая облака? – обвинил Ученик.

- Ничему, — кротко ответил Учитель. – Я просто сидел и созерцал. И это все.

- Ты не Учитель! Ты никого и ничему не можешь научить! Потому что ты не знаешь жизни, — заскрежетал зубами Ученик. – В то время, когда я падал и поднимался, расшибал себе лоб и залечивал раны, хрипя, сжимал горло врагов и оттирал их кровь со своих доспехов, ты тут пел и танцевал в белых одеждах!

- Да. Ничему такому я точно не могу научить, — вздохнул Учитель. – Такого опыта у меня не было. Я не по этой части. У меня другие игры.

- Да ты вообще ни по какой части! – топнул ногой Ученик. – А насчет игр… Ты не живешь – ты просто играешь в жизнь! А я живу, играя! Почувствуй разницу!

- Честно говоря, пока не чувствую. По мне, так одно и то же. Но я попробую, — пообещал Учитель. – «Не живешь», говоришь.. Это надо обдумать. «Игры нежити» — это может получиться интересный трактат. Когда-нибудь напишу. Спасибо за идею!

- Короче, все! – подытожил Ученик. – Мне больше не нужны твои знания. Я больше не приму твоих советов. У меня есть своя точка зрения, и она не совпадает с твоей! И у меня уже есть свои Ученики. Так что я теперь сам – Учитель, и буду проповедовать свои истины!

- Удачи, — искренне пожелал Учитель.

- И имей в виду: я тебя победил! Тебе даже нечего мне возразить! – на прощание торжествующе сказал Ученик. – Ты слаб, ты даже не попытался противостоять мне. Так что поединок мною выигран!

- С победой! – поздравил его Учитель. – Мне действительно нечего тебе возразить. Да и смысла нет – у тебя же есть собственная точка зрения, зачем тебе чужая?

- Имей в виду: я буду воевать, и тебе меня не остановить! – с вызовом проговорил Ученик.

- Я и не думал этого делать, — почтительно сказал Учитель. – Это же твой осознанный выбор. Разумеется, тебя не остановить!

- Тьфу! – презрительно плюнул ему под ноги окончательно разочарованный Ученик, развернулся и пошел прочь. Он шел, твердо ступая по земле, и тело его было сильно, а походка энергична, и глядя на его воинственный и непримиримый вид, Учитель с улыбкой вспомнил себя – только молодого…

Вскоре Ученик был уже едва различим на фоне огромного Мира. А Учитель еще постоял какое-то время, любуясь выросшим Учеником, и пробормотал ему вслед:

- Ах, мой мальчик! Ты обрел свою Силу и теперь точно сможешь победить всех! Но знал бы ты, как это скучно – стоять на пьедестале, в полном одиночестве, среди поверженных врагов и покоренных народов… И даже поговорить-то не с кем, все тебе или льстят, или боятся, или ненавидят. Впрочем, ты все равно этого не поймешь, пока не попробуешь. Так что вари свою огненную похлебку, вари и пробуй! А я отпраздную твою победу в Поединке…

И Учитель медленно закружился в танце под тихую Музыку Жизни, которую могут слышать только те, кто уже завершил свою Войну…

Анализ сказки. Какие размышления навела эта сказка, возможно, пришли какие- то осознания.

Каждый понял эту сказку по своему, исходя из своего жизненного опыта, из своей картины, и так же от умения анализировать – рефлексировать.

Психологи особо подчеркивают что становление и развитие духовной жизни, переход на новый уровень развития, связанно прежде всего с рефлексией.

И так, что же такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – размышление о своём внутреннем состоянии, о своих поступках и прошедших событий.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

Рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка. рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог, "вечный ученик своей профессии".

Виды рефлексии в процессах педагогического общения :

1. Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались о детях в процессе общения с ними.

Упражнение «Моё педагогическое кредо» Педагогам необходимо сформулировать девиз, создать образ, символ, эмблему своей педагогической деятельности – рисунок, четверостишие, схема, жест, пословица, пантомима и т. д.

Проективное рисование «Я педагог»

Педагоги на альбомных листах изображают себя в своей профессии. После окончания работы проводится обсуждение. Вопросы для обсуждения:Что Вы можете сказать об особенностях изображённого человека?Что Вы можете сказать о личностных особенностях изображённого человека?Какими достоинствами обладает изображённый человек (профессиональные, личностные?Что бы Вы пожелали изменить в себе изображённому человеку (профессиональные качества, личностные качества?

2. Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие ("Я – глазами других").

Упражнение «Карусель».

Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии.

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.

Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный

Примеры ситуаций: _ Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече. _

Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.

_ Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

_ После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую, вы очень рады встрече.

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Упражнение «Автопортрет»

Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам.

Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты. Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут. По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

3. Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Упражнение «Три имени»

Цель упражнения: - развитие саморефлексии; - формирование установки на самопознание.

Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

Функции рефлексии.

На Ваш взгляд, какие функции у рефлексии? (беседа с педагогами) В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.

Упражнение «Разделитесь по общим признакам» 2 педагога выходит, остальные делятся на две группы по каким-то общим признакам. Выходящие должны угадать по каким признакам разделились остальные педагоги.

Упражнение «Я учусь у тебя».

Каждый из нас личность, состоявшийся человек, со своими взглядами, убеждениями, интересами целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того что бы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо - это просто замечательно, а если нет - что ж ни чего страшного». Каждый человек встречающийся нам на пути, нас чему то учит. Передавая мяч со словами «Я учусь у тебя…» и продолжить фразу чему вы учитесь или возможно научились чему то. А тот, кто принимает мяч, благодарит и говорит фразу «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Рефлексия - основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь». Релаксация помогают осознать и осмыслить свой внутренний мир.

Релаксация - это физическое и психическое расслабление.

Примите удобную позу (сидя в кресле, закройте глаза и начните делать глубокий брюшной вдох и медленно выдыхайте ртом, снимите накопленное напряжение, усталость, до тех пор, пока не достигнете внутреннего расслабления.

Визуализация. Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций.

Образно-рефлексивная процедура "Дерево".

Закройте глаза и слушайте мой голос представить себе какое-нибудь дерево, представьте какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года ваше дерево? День или ночь? Почувствуйте запахи, возможно, вы слышите какие - то звуки? Подойдите к своему дереву проведите рукой по его стволу, обнимите его и. войдите в него, вы становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры? Побудьте еще некоторое время в этом состоянии, и откройте глаза.

Обсуждение: Какое было ваше дерево? Какое было ваше состояние когда вы вошли в это дерево? Что вы чувствовали?

Заканчиваем тренинг ритуальным прощанием.

Как ваше состояние сейчас, с чем вы уходите?

«Чему я научилась»

Цель: рефлексия.

- Я научилась….

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что….

- Мне понравилось…

- Самым важным для меня было….

Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот кто вы есть сейчас.

— Зигмунд Фрейд

Публикации по теме:

Консультация для молодых педагогов «Детское проектирование как метод обучения дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида№10 «Золотая рыбка» Консультация для.

Консультация для педагогов «Метод проектов — как средство познания окружающего мира» Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость.

Консультация для родителей и педагогов «Массаж Цигун как метод самооздоровления» Консультация по здоровьесберегающим технологиям. Консультация для родителей и педагогов «Массаж Цигун как метод самооздоровления» Здравствуйте,.

Мастер-класс для педагогов по арт-терапии «Рисование на песке, как метод развития и обучения дошкольников» Мастер класс для педагогов: Арт-терапия «Рисование на песке, как метод развития и обучения дошкольников» Фролова Мария Александровна Педагог-психолог.

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология как метод активного развития дошкольников» Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного.

Мастер-класс для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с системой методов и приёмов наглядного моделирования, обеспечивающих эффективное запоминание.

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология как метод активного развития дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад №22 станицы Кавказская Муниципального.

Психологический тренинг для педагогов «Сохраним себя для себя» .

Презентация «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие.

Экспериментирование как эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мираЭкспериментирование как эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира В предыдущей публикации я рассказывала вам, дорогие читатели моего блога, о нашем открытом занятии по экспериментированию. Этому занятию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие рефлексии у педагогов, как метод познания себя
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 07:24
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие рефлексии у педагогов, как метод познания себя» (включая файлы) размещена пользователем Александра Карелина (УИ 490533) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД