Наталья Абрамова
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых технологий в ДОУ.
1. Введение
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» (Ф. Фребель) «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». (А. С. Макаренко) В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. В современном образовательном пространстве игровые технологии всё чаще рассматриваются как эффективный инструмент повышения мотивации обучающихся. Они позволяют создавать комфортную образовательную среду, способствующую развитию когнитивных, творческих и коммуникативных навыков. Одним из доступных, но при этом очень гибких и разнообразных инструментов являются цветные крышки от пластиковых бутылок. Их использование даёт возможность проводить интерактивные занятия даже при ограниченных ресурсах.
Темочки:
- Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Цель использования игровой образовательной технологии
Основная цель применения игровой образовательной технологии — это повышение интереса обучающихся к учебной деятельности и формирование у них ключевых компетенций (познавательных, коммуникативных, личностных и метапредметных). Игра, как модель реальной или условной ситуации, помогает:
• развивать логику и мышление;
• формировать навык командной работы и сотрудничества;
• стимулировать креативность и инициативность;
• повышать уровень концентрации и памяти;
• формировать позитивное отношение к обучению в целом.
Таким образом, игровая технология одновременно выполняет несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую и мотивирующую.
3. Алгоритм применения технологии в
профессиональной деятельности.
При использовании игровой образовательной технологии важно соблюсти определённую последовательность действий, которая позволит достичь максимальной эффективности:
1) Определение образовательной задачи.
Педагог формулирует конкретную цель (например, развитие математических навыков, тренировка памяти, закрепление орфографических правил, развитие коммуникативных навыков и т. д.).
2) Выбор или разработка игры.
Воспитатель подбирает игровую форму, соответствующую возрасту и интересам дошкольников, а также учебной дисциплине. При работе с крышками от пластиковых бутылок выбирается вариант, связанный либо с цветами, либо с формированием слов, числовыми рядами, логическими цепочками и т. д.
3) Подготовка материалов и пространства.
- Собираются крышки разных цветов (желательно отобрать как можно более яркие и разнообразные).
- Разрабатываются или печатаются дополнительные раздаточные материалы (карточки, схемы, наглядные пособия).
- Продумывается физическое расположение: столы, коврики, доски, места для командной или индивидуальной работы.
4) Пошаговое объяснение правил игры.
Воспитатель знакомит обучающихся с регламентом: какие действия совершаются, в какой последовательности, какие критерии победы или оценки.
5) Проведение игры.
- Дети выполняют игровые задания.
- Педагог контролирует ход выполнения, помогает в сложных случаях, поощряет и мотивирует.
6) Рефлексия и обратная связь.
- Совместно обсуждаются результаты: что удалось, какие навыки были сформированы или усовершенствованы.
- Педагог подводит итоги и делает выводы для последующей коррекции образовательного процесса.
4. Пример игры с использованием цветных крышек от
пластиковых бутылок.
Рассмотрим конкретный пример игры, направленной на развитие математических навыков и логического мышления у старшихдошкольников.
Название игры: «Цветной счёт»
Цель: Закрепить навыки счёта, сравнения чисел и простейших арифметических операций.
Материалы:
• Цветные крышки (примерно по 10 штук каждого цвета).
• Карточки с цифрами или числами (можно приготовить задания на сравнение по величине, цвету, размеру, на сложение, вычитание, умножение, деление в зависимости от возраста).
• Дополнительно: листы бумаги и цветные маркеры (по необходимости).
Ход игры:
1/ Разделить обучающихся на группы (по 3–4 человека).
2/ Каждой группе выдать набор крышек (красные, зелёные, синие и т. п.) и карточки с примерами.
3/ Сформулировать задание: например, на карточке написано «1+3». Учащиеся должны выложить на стол соответствующее количество крышек двух разных цветов, показать результат и произвести вычисление (называя его вслух).
4/ Усложнение: Предложить выполнить серию нескольких операций, где результат предыдущего действия становится исходным числом для следующего (цепочка задач). При этом крышки можно заменять (например, сначала 1 красная + 3 синих, а затем общее количество перемещается в другую область стола для подсчёта следующего примера).
5/ Итог: Команда, которая быстрее и правильнее всех выполнит серию заданий, получает условные призовые баллы.
Подобных игр может быть множество!
Преимущества:
• Игра способствует активному участию всех членов группы, развивает внимательность и учит планировать действия.
• Простые вещи (крышки) превращаются в интересный и наглядный материал.
• Обучающиеся сами видят и «перекладывают» результат, что укрепляет понимание арифметических операций на конкретных примерах.
5. Результат использования образовательной технологии
При грамотном внедрении игровой образовательной технологии можно наблюдать следующие положительные результаты:
• Повышение мотивации: обучающиеся с большей охотой включаются в процесс, так как игра вызывает положительные эмоции и интерес.
• Улучшение усвоения материала: благодаря наглядности и практической направленности игр учащиеся быстрее запоминают и глубже понимают учебный материал.
• Развитие коммуникативных и социальных навыков: работа в парах или группах формирует умения слушать, договариваться, помогать друг другу.
• Повышение творческой и исследовательской активности: дети учатся искать нестандартные решения, пробовать различные стратегии выполнения заданий.
• Укрепление навыков рефлексии: игровой формат мотивирует к анализу собственных действий и результатов, помогает осознавать собственный прогресс.
• Активизация воспитанников.
• Повышение познавательного интереса.
• Вызов эмоционального подъёма.
• Максимальное концентрирование времени занятий за счёт чётко сформулированных условий игры.
6. Заключение
Игровые образовательные технологии, основанные на применении простых и доступных материалов (например, цветных крышек от пластиковых бутылок, позволяют существенно повысить эффективность учебного процесса. Они универсальны и могут быть использованы практически в любом предметном цикле: от математики до языков и естественнонаучных дисциплин. Главное — чётко понимать образовательные цели, грамотно выстраивать алгоритм игры и обязательно анализировать полученные результаты, чтобы в дальнейшем корректировать и совершенствовать методику.
Список литературы
1. Выготский Л. С. «Мышление и речь» Лабиринт, 1999.
2. Элконин Д. Б. «Психология игры» Владос, 1999.
3. Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников» КноРус, 2022.
4. Казакова Г. М., Калмыкова Е. В. «Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе», 2010.
5. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребёнка», Педагогика-Пресс, 1999.
6. Абрамова Н. В. «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников», образовательная социальная сеть ns portal 2022