Получи документы

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в ДОУ»

Наталья Абрамова
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игровых технологий в ДОУ.

1. Введение

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» (Ф. Фребель) «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». (А. С. Макаренко) В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. В современном образовательном пространстве игровые технологии всё чаще рассматриваются как эффективный инструмент повышения мотивации обучающихся. Они позволяют создавать комфортную образовательную среду, способствующую развитию когнитивных, творческих и коммуникативных навыков. Одним из доступных, но при этом очень гибких и разнообразных инструментов являются цветные крышки от пластиковых бутылок. Их использование даёт возможность проводить интерактивные занятия даже при ограниченных ресурсах.

Темочки:

2. Цель использования игровой образовательной технологии

Основная цель применения игровой образовательной технологии — это повышение интереса обучающихся к учебной деятельности и формирование у них ключевых компетенций (познавательных, коммуникативных, личностных и метапредметных). Игра, как модель реальной или условной ситуации, помогает:

• развивать логику и мышление;

• формировать навык командной работы и сотрудничества;

• стимулировать креативность и инициативность;

• повышать уровень концентрации и памяти;

• формировать позитивное отношение к обучению в целом.

Таким образом, игровая технология одновременно выполняет несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую и мотивирующую.

3. Алгоритм применения технологии в

профессиональной деятельности.

При использовании игровой образовательной технологии важно соблюсти определённую последовательность действий, которая позволит достичь максимальной эффективности:

1) Определение образовательной задачи.

Педагог формулирует конкретную цель (например, развитие математических навыков, тренировка памяти, закрепление орфографических правил, развитие коммуникативных навыков и т. д.).

2) Выбор или разработка игры.

Воспитатель подбирает игровую форму, соответствующую возрасту и интересам дошкольников, а также учебной дисциплине. При работе с крышками от пластиковых бутылок выбирается вариант, связанный либо с цветами, либо с формированием слов, числовыми рядами, логическими цепочками и т. д.

3) Подготовка материалов и пространства.

- Собираются крышки разных цветов (желательно отобрать как можно более яркие и разнообразные).

- Разрабатываются или печатаются дополнительные раздаточные материалы (карточки, схемы, наглядные пособия).

- Продумывается физическое расположение: столы, коврики, доски, места для командной или индивидуальной работы.

4) Пошаговое объяснение правил игры.

Воспитатель знакомит обучающихся с регламентом: какие действия совершаются, в какой последовательности, какие критерии победы или оценки.

5) Проведение игры.

- Дети выполняют игровые задания.

- Педагог контролирует ход выполнения, помогает в сложных случаях, поощряет и мотивирует.

6) Рефлексия и обратная связь.

- Совместно обсуждаются результаты: что удалось, какие навыки были сформированы или усовершенствованы.

- Педагог подводит итоги и делает выводы для последующей коррекции образовательного процесса.

4. Пример игры с использованием цветных крышек от

пластиковых бутылок.

Рассмотрим конкретный пример игры, направленной на развитие математических навыков и логического мышления у старшихдошкольников.

Название игры: «Цветной счёт»

Цель: Закрепить навыки счёта, сравнения чисел и простейших арифметических операций.

Материалы:

• Цветные крышки (примерно по 10 штук каждого цвета).

• Карточки с цифрами или числами (можно приготовить задания на сравнение по величине, цвету, размеру, на сложение, вычитание, умножение, деление в зависимости от возраста).

Дополнительно: листы бумаги и цветные маркеры (по необходимости).

Ход игры:

1/ Разделить обучающихся на группы (по 3–4 человека).

2/ Каждой группе выдать набор крышек (красные, зелёные, синие и т. п.) и карточки с примерами.

3/ Сформулировать задание: например, на карточке написано «1+3». Учащиеся должны выложить на стол соответствующее количество крышек двух разных цветов, показать результат и произвести вычисление (называя его вслух).

4/ Усложнение: Предложить выполнить серию нескольких операций, где результат предыдущего действия становится исходным числом для следующего (цепочка задач). При этом крышки можно заменять (например, сначала 1 красная + 3 синих, а затем общее количество перемещается в другую область стола для подсчёта следующего примера).

5/ Итог: Команда, которая быстрее и правильнее всех выполнит серию заданий, получает условные призовые баллы.

Подобных игр может быть множество!

Преимущества:

• Игра способствует активному участию всех членов группы, развивает внимательность и учит планировать действия.

• Простые вещи (крышки) превращаются в интересный и наглядный материал.

• Обучающиеся сами видят и «перекладывают» результат, что укрепляет понимание арифметических операций на конкретных примерах.

5. Результат использования образовательной технологии

При грамотном внедрении игровой образовательной технологии можно наблюдать следующие положительные результаты:

Повышение мотивации: обучающиеся с большей охотой включаются в процесс, так как игра вызывает положительные эмоции и интерес.

Улучшение усвоения материала: благодаря наглядности и практической направленности игр учащиеся быстрее запоминают и глубже понимают учебный материал.

Развитие коммуникативных и социальных навыков: работа в парах или группах формирует умения слушать, договариваться, помогать друг другу.

Повышение творческой и исследовательской активности: дети учатся искать нестандартные решения, пробовать различные стратегии выполнения заданий.

Укрепление навыков рефлексии: игровой формат мотивирует к анализу собственных действий и результатов, помогает осознавать собственный прогресс.

• Активизация воспитанников.

• Повышение познавательного интереса.

• Вызов эмоционального подъёма.

• Максимальное концентрирование времени занятий за счёт чётко сформулированных условий игры.

6. Заключение

Игровые образовательные технологии, основанные на применении простых и доступных материалов (например, цветных крышек от пластиковых бутылок, позволяют существенно повысить эффективность учебного процесса. Они универсальны и могут быть использованы практически в любом предметном цикле: от математики до языков и естественнонаучных дисциплин. Главное — чётко понимать образовательные цели, грамотно выстраивать алгоритм игры и обязательно анализировать полученные результаты, чтобы в дальнейшем корректировать и совершенствовать методику.

Список литературы

1. Выготский Л. С. «Мышление и речь» Лабиринт, 1999.

2. Элконин Д. Б. «Психология игры» Владос, 1999.

3. Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников» КноРус, 2022.

4. Казакова Г. М., Калмыкова Е. В. «Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе», 2010.

5. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребёнка», Педагогика-Пресс, 1999.

6. Абрамова Н. В. «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников», образовательная социальная сеть ns portal 2022

Публикации по теме:

Игра-тренинг для педагогов с использование игровых технологий «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях» Задачи: систематизировать знания педагогов об основах безопасности дошкольников. Развивать практические умения педагогов. Оборудование:.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в ДОУ»
Опубликовано: 21 января 2025 в 15:03
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Абрамова (УИ 2159319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД