Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в ДОУ»

Наталья Абрамова
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игровых технологий в ДОУ.

1. Введение

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» (Ф. Фребель) «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». (А. С. Макаренко) В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. В современном образовательном пространстве игровые технологии всё чаще рассматриваются как эффективный инструмент повышения мотивации обучающихся. Они позволяют создавать комфортную образовательную среду, способствующую развитию когнитивных, творческих и коммуникативных навыков. Одним из доступных, но при этом очень гибких и разнообразных инструментов являются цветные крышки от пластиковых бутылок. Их использование даёт возможность проводить интерактивные занятия даже при ограниченных ресурсах.

2. Цель использования игровой образовательной технологии

Основная цель применения игровой образовательной технологии — это повышение интереса обучающихся к учебной деятельности и формирование у них ключевых компетенций (познавательных, коммуникативных, личностных и метапредметных). Игра, как модель реальной или условной ситуации, помогает:

• развивать логику и мышление;

• формировать навык командной работы и сотрудничества;

• стимулировать креативность и инициативность;

• повышать уровень концентрации и памяти;

• формировать позитивное отношение к обучению в целом.

Таким образом, игровая технология одновременно выполняет несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую и мотивирующую.

3. Алгоритм применения технологии в

профессиональной деятельности.

При использовании игровой образовательной технологии важно соблюсти определённую последовательность действий, которая позволит достичь максимальной эффективности:

1) Определение образовательной задачи.

Педагог формулирует конкретную цель (например, развитие математических навыков, тренировка памяти, закрепление орфографических правил, развитие коммуникативных навыков и т. д.).

2) Выбор или разработка игры.

Воспитатель подбирает игровую форму, соответствующую возрасту и интересам дошкольников, а также учебной дисциплине. При работе с крышками от пластиковых бутылок выбирается вариант, связанный либо с цветами, либо с формированием слов, числовыми рядами, логическими цепочками и т. д.

3) Подготовка материалов и пространства.

- Собираются крышки разных цветов (желательно отобрать как можно более яркие и разнообразные).

- Разрабатываются или печатаются дополнительные раздаточные материалы (карточки, схемы, наглядные пособия).

- Продумывается физическое расположение: столы, коврики, доски, места для командной или индивидуальной работы.

4) Пошаговое объяснение правил игры.

Воспитатель знакомит обучающихся с регламентом: какие действия совершаются, в какой последовательности, какие критерии победы или оценки.

5) Проведение игры.

- Дети выполняют игровые задания.

- Педагог контролирует ход выполнения, помогает в сложных случаях, поощряет и мотивирует.

6) Рефлексия и обратная связь.

- Совместно обсуждаются результаты: что удалось, какие навыки были сформированы или усовершенствованы.

- Педагог подводит итоги и делает выводы для последующей коррекции образовательного процесса.

4. Пример игры с использованием цветных крышек от

пластиковых бутылок.

Рассмотрим конкретный пример игры, направленной на развитие математических навыков и логического мышления у старшихдошкольников.

Название игры: «Цветной счёт»

Цель: Закрепить навыки счёта, сравнения чисел и простейших арифметических операций.

Материалы:

• Цветные крышки (примерно по 10 штук каждого цвета).

• Карточки с цифрами или числами (можно приготовить задания на сравнение по величине, цвету, размеру, на сложение, вычитание, умножение, деление в зависимости от возраста).

• Дополнительно: листы бумаги и цветные маркеры (по необходимости).

Ход игры:

1/ Разделить обучающихся на группы (по 3–4 человека).

2/ Каждой группе выдать набор крышек (красные, зелёные, синие и т. п.) и карточки с примерами.

3/ Сформулировать задание: например, на карточке написано «1+3». Учащиеся должны выложить на стол соответствующее количество крышек двух разных цветов, показать результат и произвести вычисление (называя его вслух).

4/ Усложнение: Предложить выполнить серию нескольких операций, где результат предыдущего действия становится исходным числом для следующего (цепочка задач). При этом крышки можно заменять (например, сначала 1 красная + 3 синих, а затем общее количество перемещается в другую область стола для подсчёта следующего примера).

5/ Итог: Команда, которая быстрее и правильнее всех выполнит серию заданий, получает условные призовые баллы.

Подобных игр может быть множество!

Преимущества:

• Игра способствует активному участию всех членов группы, развивает внимательность и учит планировать действия.

• Простые вещи (крышки) превращаются в интересный и наглядный материал.

• Обучающиеся сами видят и «перекладывают» результат, что укрепляет понимание арифметических операций на конкретных примерах.

5. Результат использования образовательной технологии

При грамотном внедрении игровой образовательной технологии можно наблюдать следующие положительные результаты:

• Повышение мотивации: обучающиеся с большей охотой включаются в процесс, так как игра вызывает положительные эмоции и интерес.

• Улучшение усвоения материала: благодаря наглядности и практической направленности игр учащиеся быстрее запоминают и глубже понимают учебный материал.

• Развитие коммуникативных и социальных навыков: работа в парах или группах формирует умения слушать, договариваться, помогать друг другу.

• Повышение творческой и исследовательской активности: дети учатся искать нестандартные решения, пробовать различные стратегии выполнения заданий.

• Укрепление навыков рефлексии: игровой формат мотивирует к анализу собственных действий и результатов, помогает осознавать собственный прогресс.

• Активизация воспитанников.

• Повышение познавательного интереса.

• Вызов эмоционального подъёма.

• Максимальное концентрирование времени занятий за счёт чётко сформулированных условий игры.

6. Заключение

Игровые образовательные технологии, основанные на применении простых и доступных материалов (например, цветных крышек от пластиковых бутылок, позволяют существенно повысить эффективность учебного процесса. Они универсальны и могут быть использованы практически в любом предметном цикле: от математики до языков и естественнонаучных дисциплин. Главное — чётко понимать образовательные цели, грамотно выстраивать алгоритм игры и обязательно анализировать полученные результаты, чтобы в дальнейшем корректировать и совершенствовать методику.

Список литературы

1. Выготский Л. С. «Мышление и речь» Лабиринт, 1999.

2. Элконин Д. Б. «Психология игры» Владос, 1999.

3. Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников» КноРус, 2022.

4. Казакова Г. М., Калмыкова Е. В. «Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе», 2010.

5. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребёнка», Педагогика-Пресс, 1999.

6. Абрамова Н. В. «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников», образовательная социальная сеть ns portal 2022

Публикации по теме:

Игра-тренинг для педагогов с использование игровых технологий «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях» Задачи: систематизировать знания педагогов об основах безопасности дошкольников. Развивать практические умения педагогов. Оборудование:.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в ДОУ»
Опубликовано: 21 января 2025 в 15:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Абрамова (УИ 2159319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД