Борисова Елена
Мастер-класс для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Ознакомление педагогов с системой методов и приёмов наглядного моделирования, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи:
Обучающие:
• Раскрыть актуальность технологии как одной разновидности мнемотехники, познакомить с особенностями этой технологии
• Дать рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений.
Развивающие :
• Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Волшебные колечки“ как метод развития связной речи» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы.
Воспитательные:
• Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Стимульная основа:
Пособия “Волшебные колечки” : колечки с картинками.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса :
1. Получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек – опор.
2. Внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Я работаю в смешанной группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. И представляю Дополнительную образовательную общеразвивающую программу социально – педагогической направленности «Речевичок». Цель программы: Формирование правильного речевого дыхания, Формирование правильного речевого развития путём чтения стихов, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий.
Занятия проходят в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи, способствующих предупреждению и устранению задержки речевого развития у ребенка.
Т. К. в моей группе дети с тяжёлыми нарушениями речи - поэтому они не любят запоминать стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, а иногда и отрицательные эмоции.
Работая по этой программе я стала использовать метод наглядного моделирования мнемотехнику. Мнемотехника – искусство запоминания.
Я уверена, что все мои коллеги уже знакомы с этим методом. Напомню, что суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Работа ведётся с одной общей мнемотаблицей всей подгруппой детей.
Вы вправе сказать мне, что технология не нова. Но я решила найти своё решение применения этого метода, которое оказалось успешным. Как я пришла к этому?
Как сказал В. А. Сухомлинский,что “Ум ребёнка находится на … кончиках его пальцев”, а В. М. Бехтерев доказал, что “Движения рруки тесно связаны руки всегда тесно связаны с речью и
руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию».
Поэтому я решила соединить эти два вида работы на своих занятиях по моей доп. программе.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую на занятиях Речевичка».
Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.
А сейчас мы рассмотрим этот метод на конкретном примере. Выразительное чтение стихотворения. Например,
Опустел скворечник –
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
На 1 этапе нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками. Это могут быть слова – предметы, действия или признаки. В нашем стихотворении – это существительные (скворечник, птицы, дерево, листья, Африка). На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
А теперь прочитаю стихотворение, надевая “колечки” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
Опустел скворечник – на мизинец колечко «Скворечник»
Улетели птицы – на безымянный колечко «Птицы»
Листьям на деревьях тоже не сидится – на средний колечко «Дерево»
Целый день сегодня всё летят, летят – на указательный колечко «Листья»
Видно тоже в Африку улететь хотят. - на большой колечко «Пальма».
Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.
Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.
Заключительная часть
Детям нравится работать с колечками, поэтому я решила не останавливаться на использовании данного материала в речевом развитии детей.
Использование колечек при подготовке к обучению грамоте.
Использую их на занятиях по формированию математических представлений:
- упражняемся в счёте;
- решение примеров
Таким образом, с помощью “Волшебных колечек” достигаем следующих результатов: С помощью данного пособия дети получают огромное удовольствие. Они развивают фантазию, творчество, сокращается время на заучивание стихотворений.
Сейчас мы покажем на наглядном примере, как дети выполняют и рассказывают с помощью колечек небольшое стихотворение и пальчиковую игру.
Общение с залом «Составь самостоятельно мнемотаблицу».
Всем участникам раздаются карточки, на которых написан всем известный текст, например, это могут быть стихотворения А. Л. Барто «Игрушки». Раздаю каждому свое стихотворение. Участники «кодируют» данный текст, показывают зарисовку, а остальные должны его расшифровать, следуя каждому символу.
1.«Угадай стихотворение» по данным опорным словам. Данные опорные слова в виде знаков-символов зарисовать на кружочках, которые затем наклеить на колечки. Угадать стихотворение А. Барто и зачитать его, надевая колечки на пальцы.
1. (зайка, хозяйка, дождь, скамейка, ниточка).
2. (мишка, лапа)
3. (Таня, мячик, речка)
4. (самолёт, лес, мама)
Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов!