Шляпникова Светлана Антоновна
Развитие речи в средней группе. Чтение «Осень в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Тема: “ Осень в лесу” И. Соколов-Микитов
Чтение рассказа
Средняя группа № 1 “ Теремок”, воспитатель: Шляпникова С. А.
Цель: познакомить детей средней группы с рассказом о природе леса осенью.
Задачи: Продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение; учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь детей; продолжать развивать память, внимание, познавательные интересы детей: давать правильные названия лесным птицам, называть грибы, ягоды; продолжать работу по звуковой культуре речи : произносить шипящий звук -ш-: громче, тише; воспитывать любовь к природе родного края.
Публикация «Развитие речи в средней группе, Чтение „Осень в лесу“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе осенью; предварительное знакомство и разучивание с детьми стихотворения К. Бальмонта “ Осень”; рассматривание иллюстраций с изображением лесных птиц.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением осени в лесу, фигурка “ Старичок-лесовичок”, иллюстрации с изображением лесных птиц.
Раздаточный материал: по два “листика” в каждую руку для проведения п/и “Ветер-Листья”.
Форма организации: коллективная (совместная деятельность воспитателя и детей).
Методы и приё мы: использование художественной литературы, вопросы к детям, индивидуальная работа, словарная работа и активизация словаря; игровой, наглядный, практическая деятельность детей.
1. Вводная часть
Прослушивание музыкального отрывка П. И. Чайковского “ Времена года. Осень”.
Чтение отрывка А. С. Пушкина “ Осень”
Вопросы по содержанию.
2. Основная часть
Чтение наизусть стихотворения К. Бальмонта “Осень”;
Беседа об изменениях в природе в октябре;
Сюрпризный момент - появление героя “ Старичок-лесовичок”;
Загадывание загадок о ветре и листьях;
Физкультминутка “ Ветер по лесу летал”;
ЗКР звук -ш-: игра “ Ветер и листья”;
Знакомство детей с произведением Соколова “ Осень в лесу”;
Вопросы к детям по содержанию;
3. Заключительная часть
Обобщение воспитателя о изменениях природы в лесу осенью;
д/и “ Улетают-остаются”.
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель включает фоном музыкальный отрывок П. И. Чайковского“ Времена года. Осень”зачитывает отрывок А. С. Пушкина.
Воспитатель:
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Темны-темны ночи.
- Ребята, как вы думаете, о каком времени года эти стихи? (об осени)
- А кто может назвать осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назовите, какой сейчас идёт месяц. (октябрь)
-Правильно, именно в октябре осень раскрашивает деревья разноцветными красками. Мы с вами недавно учили стихотворение К. Бальмонта “ Осень”, давайте его вспомним. Кто хотел бы его рассказать. (воспитатель спрашивает 1-3 детей, можно прочесть его по четверостишью).
“ Поспевает брусника,
Стали дни холоднее
И от птичъего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улитают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья. ”
- Молодцы!
- Ой, рябитишки, посмотрите, к нам гость пришёл! Кто это? (Старичок-лесовичок). Старичок-лесовичок очень любит загадки, попробуйте их отгадать.
“ Без рук, без ног, а деревья гнёт” (Ветер)
“ Падают с ветки золотые монетки” (Листья)
- Молодцы, какие вы сообразительные. Давайте мы покажем Старичку-лесовичку нашу игру с пальчиками.
Физкультминутка “ Ветер по лесу летал”
Пальчиковая игра “ Ветер”
Ветер по лесу летал, (делаем лёгкие махи, имитируя ветер)
Ветер листики считал:
(загибаем по очереди пальчики на руке, начиная с большого пальца)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой
Вот последний лист с осинки.
Ветер бросил на тропинку. (выполняем соответствующее движение)
Игра повторяется 2 раза.
Воспитатель предлагает от имени Старичка-лесовичка поиграть в игру “ Ветерок и листья” (звуковая культура речи : произнесение звука -ш-тихо, громко, отрывисто, протяжно)
- Какие вы молодцы! Старичок-лисовичок хочет чтобы мы как можно больше узнали о природе осеннего леса. Давайте послушаем вместе рассказ И. Соколова “ Осень в лесу”.
- Ребятишки, слушайте внимательно, запоминайте, какие же изменения происходят в лесу осенью (воспитатель читает рассказ).
Осень в лесу И. Соколов-Микитов.
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянках краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу “бегут” и "бегут” облака.
В погожие дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
Беляк.
По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка. Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает. Страшно робкому зайчишке-беляку. Много у него в лесу врагов. Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево - кажется беляку: это идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушка - тоже страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова - у беляка душа в пятки. Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни. Где ни ляжет, ни спрячется, его видно издалека, кругом всё жёлтое, золотое, а шкурка у бедняги уже побелела. Ни ночью, ни днём не спит робкий беляк. Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег. Зимой беляк весь белый, только кончики ушей чёрные. Зароется он в снежный сугроб - никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни быстрая рысь.
После прочтения рассказа воспитатель от имени Старичка-лисовичка задаё т детям вопросы:
- Когда наступает золотая осень?
- Почему осень именно в октябре называют золотой?
- Вы внимательно слушали, какие же грибы можно собирать осенью?
- А, какие ягоды созревают в лесу осенью?
- Что можно заметить ещё в лесу в тёплые, погожие дни?
- Кто слушал и запомнил, какие птицы собираются улететь, и какие остаются?
- А, что вы можете рассказать про зайца-беляка (Выслушивает рассказы детей)
Молодцы, ребята, хорошо слушали рассказ. Вся природа готовится к зиме и растения, и животные, и птицы.
- Старичок-лисовичок очень вами доволен и хочет ещё раз проверить вас на внимательность, он предлагает вам игру “ Улетели-остались”(воспитатель по очереди показывает лесных птиц, а дети называют их и говорят улетают они на юг или остаются зимовать в лесу.)
В конце занятия Старичок-лисовичок хвалит ребятишек за хорошую игру, прощается. Воспитатель предлагает ребятам сказать всем спасибо за хорошее настроение и занятие.
Используемая литература: Затулина Г. Я., Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие - М., ЦПО, 2009.-144с.
https://russkay-literatura/net/detskaya-literatura