Минзаря Галимуллина
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Сроки: 2021– 2022 учебный год
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2022 г.
Введение
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.
Публикация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах
Актуальность
Развитие речи у детей считают одной из главных задач дошкольного учреждения, так как овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Полноценную учебную деятельность можно сформировать лишь на основе игровой. Сущность дидактической игры в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, и сами находят решения. Это повышает их умственную активность. Поэтому формирование словаря, речевое развитие и овладение звуковой культурой речи наиболее доступно каждому дошкольнику в игре. Дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Цель: Совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессиональной деятельности по теме «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Задачи: изучить и обобщить психолого - педагогическую и методическую литературу по данной теме; повышать свою психолого- педагогическую культуру, психологическую компетентность; обобщить и расширить опыты работы в данном направлении.
Методы работы: Словесные, наглядные, практические, игровые
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Месяц Форма работы самореализации Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Изучить литературу по данной теме. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах Работа с методической литературой. Проведение дидактических игр в режимных моментах.
Взаимодействие с логопедом.
Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Октябрь Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников»
Проведение различных игр на закрепление пройденного материала
Приготовим салат
«Кто может совершать эти действия».
«Цепочка слов»
(Приложение 1)
Буклет «Что надо знать родителю о ребенке»
Ноябрь Пополнение картотеки дидактических игр по развитию речи детей Продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми.
«Скажи наоборот»
«Закончи предложение»
«Найди лишнее слово» (Приложение 1)
Консультация для родителей “Роль дидактических игр в развитие речи дошкольников».
Декабрь Изучение литературы Ушакова О. С. : «Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий» М., ТЦ сфера 2007г. .Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка. Проведение речевых дидактических игр
«Кто знает больше»
«Кто где живет?
«Подскажи словечко»
(Приложение1)
Консультация
«Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
Сертификаты, дипломы
Январь Пополнение картотеки дидактических игр «Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста» Дидактические игры
«Найди лишнее слово»
«Из чего сделано»
«Кто кем был?» Фотовыставка «Вот как я играю в детском саду»
Буклет «Дидактические игры»
Февраль Разработка дидактических игр Использование дидактических игр по лексическим темам Круглый стол «Поиграем вместе»
Март Пополнение картотеки дидактических игр по развитию речи детей. «Один – много»
«Подбери признаки»
«Животные и их детеныши» Памятка для родителей «Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста».
Апрель Подбор картинок дидактическим играм Интерактивные дидактически игры для развития речи Фототчет «Дидактические игры, способствующие развитию речи дошкольников»
Май Отчет по теме самообразования (презентация, сертификаты, дипломы) Итоговое мероприятие Памятки для родителей
«Играйте с детьми»
Приложение 1
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Например:
педагог: - Дети:
Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
"Цепочка слов". Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — "кошка".
Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная.
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор.
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым.
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд. и т. д.
«Скажи наоборот»
Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу. Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе).Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
"Закончи предложение"
Цель: употребление сложноподчинённых предложений
• Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу)
• Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу)
• Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу)
• Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу)
• Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)
• Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)
• Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)
• Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)
• Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)
• Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)
Дидактическая игра «Найди лишнее слово»
Цель: развивать память, пополнять словарный запас, закреплять материал.
Воспитатель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача дошкольника найти лишнее слово. Пальто, шуба и куртка – это верхняя одежда. Платье к ним не относится.
Игра: «Кто знает больше?»
Цель: закреплять и учить слова, определять их значение.
Материал: карточки животных, цветов, мебель и т. д.
Воспитатель предлагает детям перечислять животных. Она называет: медведь, заяц. Дети по очереди продолжают. Потом переходят к цветам, овощам, фруктам и т. д. Для дошкольников задания по развитию речи довольно сложные. Поэтому не ругайте, а терпеливо ожидайте, когда ребёнок вспомнит название. Для детей интересны дидактические игры.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле? -Белка.
Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.
Кто живёт в гнезде? -Птицы.
Кто живёт в будке?-Собака.
Кто живёт в улье? -Пчёлы
Кто живёт в норе? -Лиса.
Кто живёт в логове? -Волк.
Кто живёт в берлоге? -Медведь.
Вариант 2.
педагог: -Дети:
Где живёт медведь? -В берлоге.
Где живёт волк?-В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: -Дети:
Рукавички из меха -меховые
Таз из меди -медный
Ваза из хрусталя -хрустальная
Рукавички из шерсти -шерстяные
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской
Корова – телёнком Велосипед – железом
Дуб – жёлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичом
Лягушка – головастиком Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.