ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
Развитие речи у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Многим детям с ЗПР присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков, обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению. Недостаточно сформирован фонематический слух — умственное действие по определению количества (сколько звуков в слове ДОМ, поеледовательности (какой первый звук в слове ДОМ. Какой следующий? Какой последний звук в слове ДОМ, места звуков (звук [м] в слове ДОМ стоит в начале, в середине или в конце слова); отклонения в лексико-грамматическом оформлении.
Публикация «Развитие речи у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций (подойди к шкафу, возьми красную машину и принеси ее мне, логико-грамматических конструкций (положи ложку около стакана). Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления его содержания.
В связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире в словаре детей с ЗПР отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий и качеств. Наблюдаются неточности в употреблении слов. Слова- наименования заменяются описанием ситуации или действия (парикмахер — «стригет волосы»). В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение прилагательных вызывает трудности. У детей возникают трудности даже при определении цвета и формы предмета. Отмечается, что у детей с ЗПР имеется низкий уровень ориентировки в пространстве, в восприятии пространства, а следовательно, нарушения в употреблении слов, обозначающих пространственные соотношения (впереди, сзади, между, перед, около, за и т. д.). Вместо них дети используют наречия «там», «здесь»,
«сюда» и т. п. Процесс словотворчества (способность «создавать» слова, не принятые в родном языке, например— «курные» яйца, я «подбаливаю», «дострак» и т. п., возникает позднее, чем у детей с нормальным развитием, и может длиться до 7—8 лет.
Особенности лексики детей с ЗПР проявляются в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка. Дети с ЗПР хорошо подбирают антонимы к знакомым словам, например большой — маленький, злой — добрый. Большие трудности выявляются при подборе антонимов к малознакомым, редко употребляемым словам, к прилагательным, глаголам, наречиям. Дети, как правило, используют в подборе антонимов исходные слова с частицей «не», например, широкий — неширокий, толстый — нетолстый и т. п. Отмечается, что при подборе синонимов дети с ЗПР допускают следующие ошибки: вместо синонимов используют антонимы, используют слово противоположного значения с частицей «не», употребляют слова другой части речи, например, горе — печальный.
Основные проблемы проявляются в формировании связной речи : дети не могут пересказать даже маленький текст или знакомую сказку, им не доступно творческое
рассказывание. Особую трудность для детей представляет связная монологическая речь, которая характеризуется нарушением логической последовательности, фрагментарностью. Отмечено, что низкий уровень владения монологической речью у детей с ЗПР проявляется в большом количестве личных и указательных местоимений, в частом использовании прямой речи, мимики, жестов. Даже при использовании наглядных опор (картин, иллюстраций) дети затрудняются в определении причинно-следственных связей и отношений, наблюдается чрезмерная детализация ситуации («. и покатился Колобок по лесной дорожке, которая то прямо, то повернет, то снова прямо. то на ней камень лежит, то куст растет.). Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа и на вопросы педагога он отвечает правильно.