Ирина Деменёва
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду; родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Главными задачами по развитию речи являются :
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.
Формирование словаря.
Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха.
Для успешного решения задач по развитию речи детей можно использовать следующие формы и методы работы:
методическая деятельность,
работа с родителями,
ознакомление с художественной литературой,
НОД,
наблюдения,
беседы,
Таким образом, проводимая работа по развитию речи тесно связана со всеми видами детской деятельности. В работе с детьми можно использовать различные виды дидактических игр, но особое внимание уделять словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.
Картотека игр
по развитию речи
с детьми 3 – 4 лет
Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.
Взрослый:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
«Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход.
Ребё нок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Взрослый спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика
«Сенсорный мешок»
Соберите в непрозрачный пакет разные небольшие предметы. Они должны быть разными по тактильным ощущениям, изготовлены из разных материалов, например, резиновый мячик, пластиковая вилка, деревянный кубик, стеклянный стакан, металлическая ложка, шерстяные носки, меховой воротник, бумажная тетрадь и так далее.
Задача ребёнка – с закрытыми глазами достать предмет, потрогать его, определить, из чего он сделан. Если с закрытыми глазами ребёнок затрудняется с ответом, снимите повязку. Проговаривайте каждый раз: мячик из резины – резиновый мячик. Дополнительно можно описать и другие характеристики предмета: металлическая ложка холодная, пластиковая вилка острая.
Игра «Где моя машина?»
Цели: развить речь, для ориентации. Описание: поставить машину. Рядом с ней положить уже знакомые предметы. Спросить: «Где твоя машинка?» — «На полу». Начать варьировать вопросы: «Что лежит рядом с машинкой?», «Напротив чего стоит машина?», «Что сзади машины?», «Что справа машинки?», «Что слева машинки?» и т. д.
Игра «Кто тут у нас?»
Цели: на внимательность, для слуха. Описание: надо детально описать одного из малышей. Рассказать в чем он одет, обут, какая у него на голове прическа. Ребенок должен понять, что речь идет о нем. Например: «Это мальчик. Он стоит у окна в синих джинсах и жирафом в руке».
Игра «Позвони мне, позвони»
Цели: для развития речевого аппарата, для изучения правил этикета. Предметы для игры : музыкальный телефон. Описание: задача малыша позвонить своему другу или родственнику. И о чем-то побеседовать. Беседовать ребенок будет с воспитателем. Обязательно надо учить его говорить основам этикета в процессе разговора: слова «здравствуйте», «спасибо», «до свидания», «спасибо», «извините». Спросить, что малыш хотел от родственника/друга. Попросить рассказать что-нибудь о себе.
Футбол
Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч (или можно использовать мяч для пинг-понга). Ворота – руки ребенка. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться в воротах.
Игра «Вам письмо!».
Цель: развивать речь, воображение.
Описание: написать ребенку красочное письмо от имени его любимого персонажа (героя мультфильма, сказки, стихотворения). Запаковать в конверт и торжественно вручить. Прочитать письмо и предложить ребенку вместе сочинить ответное письмо. Придумать тему послания, например: «Опиши, какие игрушки у тебя есть», «Расскажи, что ты любишь делать» и т. д. Запишите все то, что ребенок хотел бы рассказать своему новому другу. При этом громко проговорить и показать ребенку то, что вы пишете. Возможно, адресат снова захочет написать ребенку.
Подвижная игра "Змея"
Цель. Автоматизация звука "З"
Ход игры. Дети под тихую музыку бегают, ходят по залу. Водящий – "змея" ходит и произносит:
- Я, змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Маша, будь моим хвостом.
- Хорошо.
- Ребенок встает за спиной водящего, берет его за его талию.
Затем идут уже вдвоем, хором повторяя слова игрового текста. Игра продолжается, пока не будут охвачены действием все дети.
Подвижная игра "Сова и комары"
Цель. Автоматизация звука "З"
Ход игры. Выбирается водящий – "сова", остальные дети – "комары".
Дети – "комары" - летают по залу, площадке и "звенят" : "З-З-ЗЗЗЗ".
"Сова", стоя на стуле, в стороне, произносит слова:
- Я, сова, большая голова.
На суку сижу, во все стороны гляжу, комаров ловлю!
Спрыгивает со стула и ловит "комаров". Пойманный ребенок садится на стульчик. Игра продолжается, пока не будут пойманы все дети или не закончится музыка.
И в заключении, нужно отметить, что в работе с детьми данного возраста стараться использовать дидактические и словесные игры. Так как одной из важных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира. Основная цель данных игр для младшего возраста – развитие речевой активности, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значения слов, умение правильно их произносить.