Ахметова Ирина Ханафовна
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи работы:
- развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук, глазомер;
- развивать художественное восприятие, знакомить с литературным произведением;
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- учить детей приёму скатывания шариков из пластилина небольшого диаметра, расплющивать и прикладывать их к рисунку;
- развивать навыки аккуратной работы с пластилином.
Актуальность: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» - так говорил В. А. Сухомлинский. Заставить пальчики слушаться, укрепить мышцы рук помогают такие интересные занятия как пластилинография. Пластилинография – это нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Из своей практики я могу сказать, что рука ребёнка в этом возрасте физиологически неразвита. Как и весь организм она находится в стадии интенсивного развития. На начальной стадии занятий мелкая моторика у детей была развита плохо. Пальцы рук сгибались и разгибались одновременно, т. е. действовали все вместе. Движения пальцев слабо различимы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Развивать мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста я решила средством пластилинографии. Для этого мною была выбрана для занятий с детьми русская народная сказка «Колобок». Через пластилинографию мы познакомились с ребятами со сказочными персонажами, научились их лепить из пластилина. Поэтапно на каждом занятий знакомились с новым героем сказки. После того, как животные были слеплены, мною был изготовлен макет сказки «Колобок» из пластилина, по которому мы с детьми рассказывали сказку снова, но уже используя пластилиновых героев. Детям такое прочтение сказки посредством пластилинографии очень понравилось, вызвало живой интерес, на их глазах сказка будто ожила. Кроме того, слепив героев сказки из пластилина, мы могли поиграть.
Сейчас уже у детей наблюдается развитие амплитуды движений пальцев рук, движения пальцев меняются, различаются - дети могут разгибать пальцы поочередно и в нужном положении. У детей появился интерес к занятиям, вовлеченность в процесс создания героев.
Таким образом, пластилинография - это сравнительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая развивает творческие способности и мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста. Работа с пластилином, сам процесс лепки помогает ребёнку выразить эмоции, своё видение окружающего мира и своё отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развивать гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Ребёнок постепенно и незаметно для себя овладевает творческим искусством и учится доводить работу до конца.