НИНА АРАКЕЛЯН
Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова. Знакомство со сказкой (подготовительная группа)
Цель: Развивать речь детей, закрепить умение определять границы структурных частей произведений. Помочь детям понять, что такое устное народное творчество. Обеспечить развитие памяти, логического мышления.
Способствовать развитию коммуникативных способностей.
Задачи: познакомить детей с жанровым своеобразием сказки;
Публикация «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова, Знакомство со сказкой (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
закрепить и обогатить знания детей о разных видах сказок (сказки о животных, волшебные сказки, сказки в стихах, докучные сказки, научить детей отличать положительных и отрицательных героев сказок)
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных. Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые русские народные сказки. Обобщить и систематизировать знания детей о русских народных сказках. Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Ход занятия:
Заходим в зал, здороваемся
Воспитатель: (2) Ребята, сегодня мы с вами поговорим о сказке. Сказка - это произведение устного народного творчества, о вымышленных событиях и героях.
(3) Много веков назад, когда люди еще не знали букв (еще не придумали, не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры.
- Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей.
- А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, скороговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. В каждой стране, у каждого народа – свои сказки. Сказки – один из видов устного народного творчества.
(4) Сказка состоит из трех частей. У сказки всегда есть что? (Начало, середина и конец.)
- О чем говорится в начале? (Начало – это та часть рассказа, в котором называются главные герои, и рассказывается о событии, с которого все начиналось).
Это сказочный зачин, сказки почти всегда начинаются и заканчиваются одними и теми же словами: «Жили – были…»,
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
- В средней части разные события сменяют друг друга.
- В конце говорится о том, чем завершилось событие. Все части рассказа подчиняются главной теме. Без каждой части рассказ просто невозможен.
Это сказочная концовка, сказки заканчиваются такими словами:
«И стали они жить-поживать и добра наживать…»,
«Вот и сказочке конец, а кто слушал –молодец…»,
«И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…».
(5) В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит,
Сказка - умница и прелесть -
Ей повсюду путь открыт.
Сказок много есть на свете,
Все их очень любят дети,
А чему нас учат сказки,
Отвечайте без подсказки!
Дети: Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу.
Воспитатель: В сказке добро всегда побеждает зло.
(6)А еще говорят, что сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.
Почему говорят, что сказка ложь? Что такое ложь?
Дети: Ложь - обман, неправда, враньё.
Воспитатель: А почему же сказка - обман и неправда?
Дети: Потому что в сказке происходят события, которых не бывает на самом деле, которые в реальной жизни происходить не могут.
Воспитатель: Сказка всегда преподаёт какой-то урок добрым молодцам.
Кто такие «добрые молодцы»?
Дети: Это мальчики, молодые люди.
Воспитатель: А девочек как в старину называли?
Дети: Девочек называли - красны девицы.
Воспитатель :Да, ребята, сказка - это необыкновенная, волшебная история, которая не может происходить в реальной жизни, но она обязательно поучительна и преподает нам урок.
А какие волшебства, чудеса могут происходить в сказках?
В этом нам поможет разобраться волшебный клубочек. Перекатывайте друг другу клубочек. И как только попадёт он к кому-нибудь из вас в руки, так вы сразу называйте волшебство, чудо, которое может происходить в сказках, и никогда не происходит в жизни.
Игра «Волшебный клубочек»
(8)Дети: В сказках животные разговаривают.
В сказках летают на ковре-самолёте.
В сказках лягушка сбрасывает шкуру и превращается в прекрасную царевну.
В сказках фея взмахнёт волшебной палочкой, и тыква превращается в карету.
В сказках Баба- яга на метле летает.
В сказках избушка поворачивается.
В сказках гусли-самоигры заставляют плясать.
В сказках гребешок бросишь - лес вырастает.
В сказках бывают молочные реки и кисельные берега.
(9) Воспитатель: Ребята, сказки бывают: народные и авторские. Традиционно русские народные сказки подразделяют на три вида:
-волшебные
- социально - бытовые
- о животных.
(10) Волшебные сказки: «Василиса Прекрасная» «Царевна - лягушка» «Кощей Бессмертный» и другие.
Главные герои: люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев.
Социально-бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Солдат и царь» и другие.
Главные герои: люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости.
Сказки о животных : «Медведь и лиса», «Зайкина избушка»,
«Лиса и журавль» и другие.
Главные герои: животные. Если участвует человек, то он противопоставлен животным.
(11) Физминутка
(12)А сейчас я вам предлагаю показать театрализацию по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок»
РОЛИ К СКАЗКЕ:Автор, Заяц, Ворона, Медведь, Белка, Ёжик, Коза, Крот. Зайчиха, Волк, Зайчата
АВТОР: Владимир Григорьевич Сутеев «Мешок яблок».
(14)Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось. И вдруг посреди зелёной поляны увидел он яблоню. А яблок румяных на ней и под ней - видимо-невидимо! Не долго думая, раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.
ЗАЯЦ: Ах, гостинцы хороши! Будут рады малыши!
Ушастик, пушистик, звонок, прыгунок,
Все по лавкам прыг, да скок.
ВОРОНА:Карр! Карр! Да что это делается! Что за безобразие! Каждый сюда приходит, каждый себе набирает, так ни одного яблока не останется!
ЗАЯЦ:Напрасно каркаешь, здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят.
Все зайчата папу ждут,
Всех по разному зовут
4 сыночка и лапочка дочка
Я люблю зайчишек нежно, обожаю малышей!
(15) АВТОР: Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый. С трудом потащил его заяц. И вдруг навстречу ему медведь.
МЕДВЕДЬ:Чего испугался, заяц! Не бойся, не трону. Ну, рассказывай, что у тебя там в мешке?
(16) ЗАЯЦ: Вот. Яблоки! Берите, угощайтесьдядя Миша! У меня их много!
МЕДВЕДЬ: (попробовал) Ничего яблочки! Освежают!
(17)АВТОР: Идет заяц дальше, а навстречу ему белка по деревьям скачет.
БЕЛКА: Дяденька Заяц! Дяденька Заяц! Дайте мне яблочек!
ЗАЯЦ: Угощайтесь! Кушайте, на здоровье, белочка! У меня яблочек много!
БЕЛКА: Спасибо, дяденька заяц!
(17)АВТОР:Отправился заяц дальше, навстречу ему старый его друг, ёжик.
ЗАЯЦ:Куда идёшь, Колючая Голова?
ЁЖИК:Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.
ЗАЯЦ:Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много!
(Насыпал Ежу полную корзину яблок) ЁЖИК: Спасибо, тебе, друг мой, заяц! Выручил ты меня!
(19)АВТОР:Вышел Заяц на лужок, а там Коза гуляет.
КОЗА:Бе-е-е… Здравствуй, заяц. Чего несешь….
ЗАЯЦ: Да, вот, яблок несу своим деткам! Угощайся, коза!
КОЗА: Спасибо, очень вкусные яблочки! Скоро увидимся, заяц!
(20)АВТОР: Ходил, ходил Заяц и устал. Присел было на какой-то бугорок, как вдруг вылез из земли крот…
КРОТ: Кто тут?
ЗАЯЦ: Это я – заяц!
КРОТ:А-а-а… здорово, косой! Давненько мы с тобой не виделись! А чем это так вкусно пахнет? Постой, это же яблоками пахнет!
ЗАЯЦ:Ага, угадал, приятель! На вот, попробуй!
КРОТ:Спасибо, дружище! Скоро увидимся!
(21)АВТОР: А в заячьем домике давно ждут папу-Зайца. Чтобы скоротать время, мама-Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам. И тут кто-то постучал в дверь.
(22)БЕЛКА:- Вот! Это вам мама просила передать!
ЗАЙЧИХА: Чудеса.
(23)ЁЖИК: (стучит в дверь) Хозяин дома?
ЗАЙЧИХА: Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.
ЁЖИК: Хозяина сегодня твоего в лесу встретил! Яблок он набрал полный мешок!
ЗАЙЧИХА: Да вот что-то нету его!
ЁЖИК:Наверное мешок очень тяжелый, вот он и запаздывает! Возьмите и от меня гостинцев вам и вашим зайчатам! А я пойду пожалуй…. Вы зайцу от меня кланяйтесь!
(24)КОЗА (стучится в дверь)Бе-е-е-е! Есть кто-нибудь дома…
ЗАЙЧИХА: Да, да, есть!
КОЗА:Здравствуй, соседка! Это для ваших детей я принесла капусты и крынку молока!Капуста нынче хорошая уродилась. Кушайте на здоровье!
(Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова Крота)
(25)КРОТ:Это дом Зайца?
ЗАЙЧИХА:Да, мы тут живём,
КРОТ: Значит, я правильно подкоп вёл!
(полетели из подпола всякие овощи: морковка, картошка, петрушка, свёкла)
КРОТ:Привет Зайцу!
(26)ВОРОНА:Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!
ЗАЯЦ:Вот. Самое лучшее! Клюй на здоровье!
ВОРОНА:Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт!
(27)ЗАЯЦ:А я. А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!
ВОРОНА:Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается!
(28)ВОЛК (возле яблони): Тебе что здесь нужно?
ЗАЯЦ:Я. Яблочки хотел собрать. Зайчатам.
(29)ВОЛК: Значит, ты яблочки любишь?
ЗАЯЦ: - Лю. Люблю.
ВОЛК:А я зайцев очень люблю!
(Бросается на зайца. Заяц одевает мешок на голову волку)
(30)АВТОР:Уже поздно ночью приплёлся Заяц к своему дому. А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке.
(Стук в дверь. Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц).
(31)ЗАЯЦ: Я ничего. совсем ничего вам не принёс.
ЗАЙЧИХА: Зайчик мой бедный!
(Сильный стук в дверь)
(32)ЗАЯЦ:Это он! Волк! Заприте дверь! Прячьтесь все!
(Зазвенели стёкла, распахнулось окошко, и появилась большая голова Медведя)
МЕДВЕДЬ:Вот! Держи от меня подарок. Мёд настоящий, липовый.
(33)ВОРОНА: Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?
Сказка Владимира Григорьевича Сутеева «Мешок яблок» учит нас делиться с окружающими тем, что у нас есть. Заяц не жадничал и делился со всеми зверями своими яблоками. А в итоге его семья получила ответный подарок – много разнообразной и вкусной лесной еды.
Нужно быть отзывчивым и щедрым и добрые дела обязательно вернутся к тебе сторицей.
Пословицы к произведению
Долг платежом красен.
Как аукнется, так и откликнется.
Кто к людям лицом, к тому и люди не спиной.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.