Папки-передвижки

Формирование навыка письма у младших школьников

Баранова Елена
Формирование навыка письма у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Письмо является сложным психофизиологическим актом. Это есть продукт сложной кортикальной деятельности и анализаторных систем. Сам акт письма осуществляется единым росчерком пера под контролем бинокулярных фиксаций. С точки зрения психологии в письме выделяют два основных уровня:

Первый уровень – элементарное письмо – сенсомоторный уровень письма. На этом уровне человек овладевает средствами графики, т. е. учится прописывать элементы, буквы, соединяет их друг с другом, овладевает письмом по следам звукового анализа. Это уровень овладения техникой письма.

Второй уровень – интеллектуальное письмо – сенсорно-перцептивный уровень. Это письмо на основе восприятия и ощущений. Это самый высокий уровень письма, и он совершенствуется на протяжении всей жизни человека.

Для овладения письмом очень важен подготовительный период, на котором формируется психологическая база письменной речи. Овладение письмом представляет собой трудность на первоначальном этапе в силу того, что ребенок впервые сталкивается с переводом знаков устной речи, которые имеют временную последовательность в знаки письменной речи, которые имеют пространственную последовательность (перевод времени в пространство). Поэтому в добукварный период является очень важным формирование временных и пространственных представлений.

Вторая трудность для ребенка – это алфавитное письмо. В отличии от идеографического письма буквы являются абстрактными и похожими по внешним признакам. Поэтому большое внимание уделяется развитию абстрактного мышления.

Рассмотрим подготовительный этап более подробно:

Формирование психологической базы письменной речи. На этом этапе особое внимание уделяется формированию операций языкового анализа и синтеза:

- операции фонематического восприятия: умение определять наличие или отсутствие звука в слове; умение определять линейную последовательность звуков в слове, подсчитывать их количество; определять контур гласных, образующих слово; умение выделять ударную гласную.

- операции слогового анализа: умение делить слова на слоги, подсчитывать количество слогов, определять ударный слог; ребенок должен знать звуковой состав слова.

- морфемный анализ: умение образовывать основные части речи (существительные, глаголы, прилагательные) с помощью частотных морфем (приставки и суффиксы) и объяснять, из каких морфем состоит слово.

- лексико-синтаксический анализ: умение определять первое слово в предложении, определять линейную последовательность слов в предложении, определять количество слов в предложении.

Исправление дефектов устной речи:

- устранение нарушений звукопроизношения;

- нарушения слоговой структуры слова;

- структурный аграмматизм – аграмматизм фразы.

Развитие пространственных и временных представлений:

- формирование представления о собственном теле и расположении предметов по отношении к нему;

- ориентировка не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном, например, пространстве листа;

- ориентация в квазипространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов.

Развитие абстрактного мышления:

- решение головоломок и задач различной сложности;

- обсуждение абстрактных понятий и идей;

- игры на ассоциации и поиск аналогий;

- творчество, моделирование.

В подготовительный период овладения письмом необходимо подготовить все высшие психические функции ребенка, а также исправить дефекты устной речи. Решение этих задач будет успешной основой становления письменной речи. Как показывает практика школьного обучения у большинства первоклассников отмечаются трудности становления навыка письма. Но не всегда эти трудности будут приводить к нарушениям письменной речи.

Публикации по теме:

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

«Прочитай правильно». Дидактическая настольная игра для автоматизации навыка осознанного чтения у младших школьников«Прочитай правильно». Дидактическая настольная игра для автоматизации навыка осознанного чтения у младших школьников .

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование навыка письма у младших школьников
Опубликовано: 12 марта 2025 в 13:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыка письма у младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Баранова Елена (УИ 2184428) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД