Баранова Елена
Формирование навыка письма у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Письмо является сложным психофизиологическим актом. Это есть продукт сложной кортикальной деятельности и анализаторных систем. Сам акт письма осуществляется единым росчерком пера под контролем бинокулярных фиксаций. С точки зрения психологии в письме выделяют два основных уровня:
Первый уровень – элементарное письмо – сенсомоторный уровень письма. На этом уровне человек овладевает средствами графики, т. е. учится прописывать элементы, буквы, соединяет их друг с другом, овладевает письмом по следам звукового анализа. Это уровень овладения техникой письма.
Второй уровень – интеллектуальное письмо – сенсорно-перцептивный уровень. Это письмо на основе восприятия и ощущений. Это самый высокий уровень письма, и он совершенствуется на протяжении всей жизни человека.
Для овладения письмом очень важен подготовительный период, на котором формируется психологическая база письменной речи. Овладение письмом представляет собой трудность на первоначальном этапе в силу того, что ребенок впервые сталкивается с переводом знаков устной речи, которые имеют временную последовательность в знаки письменной речи, которые имеют пространственную последовательность (перевод времени в пространство). Поэтому в добукварный период является очень важным формирование временных и пространственных представлений.
Вторая трудность для ребенка – это алфавитное письмо. В отличии от идеографического письма буквы являются абстрактными и похожими по внешним признакам. Поэтому большое внимание уделяется развитию абстрактного мышления.
Рассмотрим подготовительный этап более подробно:
Формирование психологической базы письменной речи. На этом этапе особое внимание уделяется формированию операций языкового анализа и синтеза:
- операции фонематического восприятия: умение определять наличие или отсутствие звука в слове; умение определять линейную последовательность звуков в слове, подсчитывать их количество; определять контур гласных, образующих слово; умение выделять ударную гласную.
- операции слогового анализа: умение делить слова на слоги, подсчитывать количество слогов, определять ударный слог; ребенок должен знать звуковой состав слова.
- морфемный анализ: умение образовывать основные части речи (существительные, глаголы, прилагательные) с помощью частотных морфем (приставки и суффиксы) и объяснять, из каких морфем состоит слово.
- лексико-синтаксический анализ: умение определять первое слово в предложении, определять линейную последовательность слов в предложении, определять количество слов в предложении.
Исправление дефектов устной речи:
- устранение нарушений звукопроизношения;
- нарушения слоговой структуры слова;
- структурный аграмматизм – аграмматизм фразы.
Развитие пространственных и временных представлений:
- формирование представления о собственном теле и расположении предметов по отношении к нему;
- ориентировка не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном, например, пространстве листа;
- ориентация в квазипространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов.
Развитие абстрактного мышления:
- решение головоломок и задач различной сложности;
- обсуждение абстрактных понятий и идей;
- игры на ассоциации и поиск аналогий;
- творчество, моделирование.
В подготовительный период овладения письмом необходимо подготовить все высшие психические функции ребенка, а также исправить дефекты устной речи. Решение этих задач будет успешной основой становления письменной речи. Как показывает практика школьного обучения у большинства первоклассников отмечаются трудности становления навыка письма. Но не всегда эти трудности будут приводить к нарушениям письменной речи.