Екатерина Забурдаева
Развитие речи. Весна. Дифференциация предлогов над-и под-
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Весна. Дифференциация предлогов «НАД» и «ПОД»
Цель: закрепление пространственных значений предлогов «над» и «под».
Задачи:
коррекционно-образовательные:
учить дифференцировать предлоги «над» и «под»;
закрепление навыка правильного использования предлогов в речи;
активизация, актуализация, уточнение словаря детей по темам «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;
Публикация «Развитие речи, Весна, Дифференциация предлогов над-и под-» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Предлоги. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
совершенствовать навыки звуко – слогового анализа;
коррекционно-развивающие:
развивать у детей пространственные представления с помощью предлогов;
развивать интерес у детей, любознательность и познавательную мотивацию;
развивать связанную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
коррекционно-воспитательные:
формировать навыки взаимодействия, самостоятельности, инициативности;
воспитывать у детей интерес, уважение друг к другу.
Оборудование: картинки для каждого ребенка (разрезанные, иллюстрация весенней поляны, карточки со схемой предлогов (по количеству детей, картинки с изображением птиц, изображение солнышка с лучиками (лучик для каждого ребенка, цветные карандаши, картинка «Веселая карусель» (для каждого ребенка, доска, магниты.
Ход занятия
1. Организационный момент
Повторение пройденных предлогов
Логопед: Здравствуйте, ребята, я приготовила к занятию картинки, но по дороге в детский сад, проказник ветер выхватил из моих рук попку и перепутал все картинки. Помогите мне их собрать.
(Дети собирают картинки)
Логопед: скажите, пожалуйста, что изображено на ваших картинках.
Дети: 1. Дети вешают на дерево скворечник.
2. По реке плывут льдины.
3. На деревьях распускаются листочки.
4. В лесу распускаются цветы.
5. Медведь вылез из берлоги.
6. С крыш свисают сосульки.
7. На ветке сидит скворец.
8. Дети пускают по реке кораблики.
9. С юга прилетела ласточка.
Логопед: Молодцы, в каждом вашем предложении встречалось маленькое слово – предлог, который нужен для связи слов в предложение. Какие предлоги вы использовали в своих предложениях?
Дети: перечисляют использованные предлоги. Предлог ПО, На, В, С, ИЗ.
2. Основная часть
Объявление темы занятия
Логопед: На деревьях распускаются листочки. По реке плывут льдины. Дети вешают на дерево скворечник. Ребята, когда все происходит?
Дети: Весной.
Логопед: Правильно, весной и я предлагаю отправиться в весенний лес.
На доске висит картина весеннего леса.
Логопед: Посмотрите, перед нами весенняя поляна. Снег уже растаял, выросла зелёная травка, появились первые цветы.
3. Беседа по картине. Формирование пространственных представлений.
Логопед: Давайте, осмотримся, что же мы видим на лесной полянке?
Кто сидит слева от ёлки?
Дети: Ежик.
Логопед: Что находится слева за деревом?
Дети: Елочка.
Логопед: Что находится справа за ёлкой?
Дети: Пенек.
Логопед: Кто сидит на дереве выше кормушки?
Дети: Птичка.
Логопед: Что растёт ниже кормушки?
Дети: Цветы.
Логопед: Птичка сидит ВЫШЕ кормушки. Скажите каким маленьким словом можно заменить слово ВЫШЕ?
Дети: Предлогом НАД,
Логопед: Правильно, предлог НАД отвечает на вопрос ГДЕ? Какая схема из представленных обозначает предлог НАД? Покажите ее?
Дети выбирают карточку и показывают.
Логопед: Молодцы, правильно. Цветы растут НИЖЕ кормушки. Каким предлогом можно заменить слово НИЖЕ?
Дети: Предлогом ПОД.
Дети: Предлогом ПОД.
Логопед: Предлог ПОД отвечает на вопрос ГДЕ? Найдите схему данного предлога.
Дети выбирают карточку и показывают.
Сегодня во время нашего путешествия по весеннему лесу, мы будем учиться правильно употреблять в речи предлоги НАД и ПОД.
Физминутка.
Солнышко пригрело потягиваются, подняв руки вверх,
раздвинув пальчики широко в стороны,
как лучики солнца
И растаял снег бросают руки вниз, свободно
помахивают кистями рук
И расцвел подснежник садятся руки вверх
На виду у всех. показывают с помощью кистей и
пальцев рук бутоны или цветок
подснежника.
Загадки о птицах. Развитие навыка фонематического анализа.
Логопед: Пришла весна. С каждым днем становится теплее. Скоро с юга прилетят птицы. Давайте и мы позовем на нашу поляну птичек. Но чтобы их позвать, надо отгадать загадку.
Загадки:
Чёрная, как вар,
Кричит “Карр!”
Дети: Ворона!
Логопед: сколько слогов в слове ВОРОНА.
Дети: 3 слога.
Логопед: Давайте поможем вороне найти своё место на поляне.
Логопед прикрепляет картинку птицы к поляне
Логопед: Где сидит ворона?
Дети: Ворона сидит ПОД ёлкой.
Логопед:
Жёлтое брюшко
У маленькой птички.
А зовут её –
Дети: Синичка.
Логопед: Назови первый звук в слове СИНИЧКА.
Ребёнок: СЬ.
Логопед прикрепляет картинку птицы к поляне
Логопед: Где сидит синичка?
Дети: Синичка сидит на ёлке НАД ежом.
Логопед:
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто же это?
Дети: Воробей!
Логопед: Какой последний звук в слове ВОРОБЕЙ?
Дети: Й!
Логопед прикрепляет картинку птицы к поляне
Логопед: Где воробей клюет зернышки?
Дети: Воробей клюёт зёрнышки ПОД кормушкой.
Логопед:
Верещунья, белобока
А зовут её –
Дети: Сорока.
Логопед: Назовите ударный гласный в слове СОРОКА.
Дети: О!
Логопед: Где сидит сорока?
Дети: Сорока сидит на дереве НАД кормушкой.
Логопед:
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его –
Дети: Скворец!
Логопед: Назовите последний звук в слове СКВОРЕЦ.
Дети: Ц!
Логопед: Где сидит скворец?
Дети: Скворец сидит на ёлке НАД синичкой.
Логопед: Ребята, посмотрите на птиц. Скажите, какие птицы были с нами зимой, а какие – прилетели весной?
Упражнение “Солнышко”. Правильное употребление предлогов НАД и ПОД.
Логопед: Выглянуло солнышко, и дарит нам свое тепло и свои лучики. Эти лучики помогут нам научится правильно употреблять предлоги НАД и ПОД.
На доске прикреплено солнышко, каждый ребенок получает лучик, на которых зашифровано предложение с предлогами НАД и ПОД. (Схема предложения)
Составьте предложение по данной схеме используя нужный предлог.
Дети составляют предложение и прикрепляют к солнышку лучики.
Дети:
1. Заяц сидит под кустом.
2. Пчёлы летают над цветами.
3. Гнездо висит под крышей.
4. Утки летели над озером.
5. Медведь сидит под деревом.
6. Крот роет под землёй.
7. Синица сидит над кормушкой.
8. Ежик сидит под пнем.
9. Птица летает над домом.
10. Игра “Нелепицы”.
Логопед: Наше путешествие уже подходит к концу. И на прощанье лесные звери предлагают вам покататься на из веселой карусели (задание на развитие оптико- пространственных представлений, ориентировке в пространстве).
Рассмотрите картинку. Кто сидит на картинке выше всех? Раскрасьте его корзинку в зеленый цвет. Корзинку животного сидящего под зайцем раскрасьте в желтый цвет. Кто сидит между кошкой и лягушкой? Раскрасьте эту корзинку в синий. Корзинку над мишкой в красный. Расскажите, где находятся остальные зверята. Раскрасьте их корзинки в любой цвет.
3. Итог занятия.
Логопед: Ребята сегодня мы с вами путешествовали. Скажите, где мы побывали? Чем занимались? Что нового узнали? Понравилось ли вам наше путешествие? Чем понравилось?
Положительная оценка каждого ребёнка.
Использованная литература:
1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических занятий– М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
3. Леонова О. А. “Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом”. Изд. “ Детство-пресс” 2013 г.
4. Папка дошкольника. Ориентировка в пространстве.