татьяна ерофеева
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии и мнемосхем «Заколдованные сказки» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Заколдованные сказки»
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность, словарный запас детей;
- способствовать созданию мотивационных установок на проявление творчества;
-развивать умение сочинять сказку, опираясь на мнемотаблицу, находить нестандартные подходы к решению задач;
- тренировать аналитическое мышление, внимание, воображение, память, быстроту реакции;
- закрепить умение детей называть характерные признаки сказки, отгадывать её название по короткому отрывку, крылатой фразе, сказочному предмету;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии и мнемосхем „Заколдованные сказки“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- обогащать литературный опыт детей, использовать в общении со сверстниками.
Материалы:презентация «Путешествие в сказку», два игрушечных домика разные по цвету, книга, колокольчик.
Ход:
Воспитатель:
Игра коммуникативного характера.
- «Собрались все дети в круг.
- Я – твой друг, и ты – мой друг.
-Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.»
Посмотрите на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? В руках у меня колокольчик. Позвоню и скажу другому: «Я рада тебя видеть…» (дети садятся на места)
В моём сундучке лежит предмет. Угадайте. Что это?
Вопросы можно задавать такие, на которые я отвечу: «Да» или «Нет»
Игра «Да-нет»
Угадали! Это книга
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель: Книга –это хорошо! (показываю картинку с красивым домиком)
Предположительные ответы детей:
можно много узнать интересного, увидеть яркие картинки, слушать, как читает мама
- Книга – это плохо! (показываю домик Бабы- Яги)
Предположительные ответы детей:
может порваться, она из бумаги, можно прочитать страшный рассказ.
Воспитатель:
Это книга сказок. Ребята, вы любите сказки?
-Да!
- Чем сказка отличается от рассказа?
- В сказках животные разговаривают. В сказках есть волшебные предметы. (сапоги- скороходы, ковёр –самолёт, волшебная палочка, шапка- невидимка)
Воспитатель:
_ Ребята, сегодня пришло письмо от Василисы Премудрой.
У неё случилась беда! Баба –Яга наложила проклятие на волшебную книгу. Из книги исчезли все буквы, картинки, сказочные герои потеряли свои сказки. Если всё не исправить, то сказочный мир может исчезнуть. Василиса Премудрая просит вас помочь. Необходимо выполнить задания.
Первое задание: «Отгадай героя»
Воспитатель:
- Дети, Баба – Яга сказочным героям надела «шапки –невидимки», поэтому мы сейчас услышим только их голоса.
-Постарайтесь назвать сказку и её автора (звучит аудиозапись голосов персонажей сказок : Колобка, Винни –Пуха, Мамы Козы.)
На экране появляется изображение сказочных героев
Воспитатель: Молодцы, ребята, вернули сказочных героев в свои сказки!
2. Какому сказочному герою принадлежат эти предметы?
1. Ключик. (Буратино)
2. Красная шапочка (Красной Шапочке)
3. Самовар (Мухе – Цокотухе)
4. Золотое яичко (Курочке Рябе)
3. Заколдованные сказки
1. Волк и семеро ягнят. (Козлят)
2. Утки- лебеди. (Гуси)
3. Заюшкина норка. (Избушка)
4. Даша и медведь. (Маша)
5. Лисичка с кастрюлькой. (Со скалочкой)
6. Царевна-индюшка. (Лягушка)
На экране появляется схема сказки «Колобок»
СХЕМА
Я знаю, почему Бабе-Яге нравится эта сказка! Эта сказка заканчивается печально. Главного героя съедает лиса.
Давайте придумаем другой конец к сказке. Давайте вспомним, каким в той сказке был Колобок?
Игра «Наоборот»
-Почему Лисе захотелось его съесть?
(Вкусный, аппетитный, вкусно пахнущий, румяный, сладкий, пышный.)
-Каким он должен стать, чтобы Лиса не захотела и не смогла его съесть?
(Невкусным, не румяным, не сладким и т. д)
- А какой он по характеру был?
(Хвастливый и глупый)
-А теперь будет умным и хитрым. Давайте продолжим сказку с изменившимся Колобком.
Увидел Колобок Лису, насторожился и прыг в кусты.
Лиса за ним. А там грязное болото. Плюхнулся Колобок в воду, намочил свои бока и давай валяться по песочку, по листьям, по ёлочным Понюхала его Лиса, чихнула, фыркнула. Закрыла хвостиком свой носик и сказала : «Да, ну тебя, лучше поищу, что –нибудь вкусненькое. Махнула хвостом и побежала дальше. А Колобок покатился к речке, нырнул с разбега, испугался, замёрз. Вылез на берег, развёл костёр, погрелся, поджарился. Снова стал румяным и аппетитным. Запел весёлую песенку и покатился дальше.
Сочини новую сказку
СХЕМА
Посмотрите, на эту страницу наложено особое заклятие. Придётся нам самим сочинить сказку.
Внимательно рассмотрите схему и вспомните, что обозначают её клеточки. Дети называют, а воспитатель показывает указкой
-Кто хочет придумать свою сказку? Дети рассказывают, а воспитатель помогает наводящими вопросами, записывает содержание сказки. Все ваши сказки я запишу, вы сами нарисуете картинки к своим сказкам, вместе мы создадим свою книгу.
Волшебство возвращается в книгу. Василиса Премудрая благодарит детей за помощь.
Воспитатель:
Давайте вспомним, как мы помогали вернуть волшебство в книгу.
-Сняли шапки – невидимки со сказочных героев, вспомнили названия сказок по отрывку.
-угадали названия сказки и автора по сказочному предмету.
- узнали сказку «Колобок» по схеме.
- изменили окончание сказки «Колобок»
- придумали свои новые сказки с помощью схемы.
Молодцы, ребята!