Ирина Плетнева
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ «В стране маленьких человечков». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры.
Программные задачи:
Образовательные: формировать умение выстраивать логические цепочки; учить правильно выделять свойства веществ, находить общее и различное, определять состояние вещества, закрепить знания детей об агрегатных состояниях веществ;
Развивающие : продолжать развивать умение работать с моделями, развивать внимание, образную и зрительную память, развивать связную речь, творческое воображение.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ „В стране маленьких человечков“, Старшая группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Воспитывающие: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Наглядность и материалы: Волшебный сундучок, письмо, обручи, карточки с изображением разных агрегатных состояний веществ, карточки с изображением маленьких человечков, моделирующих состояния вещества, ведро со льдом, ведро с леденцами; аудиозапись загадочной музыки, смеха Снежной Королевы.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие.
Форма проведения: игровая, коммуникативная.
Предварительная работа:
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками, наблюдение с детьми за разными агрегатными состояниями воды, рассматривание моделей состояний вещества, состоящих из маленьких человечков, беседы о значении воды в жизни человека, просмотр мультимедийной презентации «Круговорот воды в природе».
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент
Педагог: Ребята, посмотрите к, нам сегодня пришли гости, они посмотрят, как мы свами будем играть, давайте дружно поприветствуем их.
Педагог: Дети, сегодня нам пришло письмо. Интересно, от кого оно? Давайте его прочитаем.
Ребятам от жителей страны маленьких человечков.
Дорогие ребята!
В нашей стране случилась беда, злая Снежная Королева заколдовала всю воду. Помогите нам, пожалуйста!
Мы вас очень ждем!
Педагог: Поможем нашим друзьям?
2. Основная часть:
Педагог: Ребята, а как вы думаете, тяжело маленьким человечкам без воды?
А всегда ли вода= это хорошо?
Дидактическая игра: «Хорошо - плохо: вода».
Что хорошего в воде?
Что плохого в воде?
Педагог: Молодцы! Делаем вывод, что у воды больше хороших свойств и жить без воды маленькие человечки не смогут. И, чтобы им помочь, мы с вами отправимся в страну маленьких человечков. Ребята путь этот непростой, на пути нам будут встречаться препятствия, которые приготовила для нас Снежная Королева.
Педагог: Ребята, а какие человечки там живут?
Дети: Твердые, жидкие, газообразные.
Педагог: Чтобы попасть в страну маленьких человечков и помочь им, вам нужно показать этих человечков.
Мальчики показывают твердых человечков.
Почему вы так встали?
Дети: Человечки дружные и крепко держатся за руки.
Педагог: Девочки покажут нам жидких человечков.
-Почему вы так встали?
Дети: Человечки дружные, но за руки не держатся.
Педагог: Все вместе покажите газообразных человечков.
-Почему вы двигаетесь?
Дети: Потому, что человечки не дружные и все время в движении
Дети показывают этих человечков : жидких- девочки, твердых-мальчики и все вместе –газообразных.
Педагог: Молодцы.
Дети под веселую музыку шагают по тропинке.
Педагог: А вот и первое препятствие.
Дидактическая игра: «Раз, два, три – в свой домик беги»
В обручах – домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных состояний веществ.
Педагог: Вы должны по моей команде занять тот домик, к которому подходит ваша карточка. Внимательно посмотрите, подумайте! Раз, два, три – беги!
Дети занимаю свой домик. Игра проводится два-три раза.
Педагог: Молодцы, и с этим препятствием вы справились! Можно отправляться дальше.
Педагог: А вот и второе препятствие.
Игра «Маленькие человечки»(моделирование с помощью карточек «маленькие человечки).
Давайте разделимся на три команды (по 4 чел) .Вам нужно обозначить предметы схемой с помощью маленьких человечков и знаков + и –
1 - команда
1. Стакан с водой Т+Ж
2. Дерево с отломанной веткой Т-Т
3. Чашка с горячим чаем Т+Ж-Г
2- команда
1. Воздушный шарик Т+Г
2. Лейка без воды Т+Ж
3. Бутылка с лимонадом Т+Ж+Г
3- команда
1. Камни в воде Т+Ж
2. Чайник кипит Т+Г
3. Хлеб и отрезанный кусок Т-Т
Кто составил схему, прочитайте ее объясните, почему так составили
Дети составляют схему и «читают» ее.
Педагог: молодцы! И с этим препятствие мы справились! Ну вот, мы с вами и пришли в страну маленьких человечков.
Звучит музыка, появляется Снежная Королева.
Снежная Королева: Не думала я, что вы со всеми моими препятствиями справитесь! У меня есть еще один вопрос для вас справитесь и с ним - отдам воду. Что умеет превращаться из твердого в жидкое? (комок снега, мороженное, сливочное масло, шоколад)
Дети: Лед.
Снежная Королева: Правильно! Что делать - отдам вам воду!
(Отдает ведерко со льдом, смеется и уходит).
Педагог: Смотрит в ведерко. Ребята, обманула нас Снежная королева, посмотрите, разве это вода?
Дети: Нет, лед!
Педагог: А лед - это разве не вода?
Дети: Вода. Лед – это твердое состояние воды.
Педагог: А что нам нужно сделать, чтобы этот лед превратился обратно в воду?
Дети: Взять его в руки и согреть в руках, подышать на него.
Педагог: Правильно. Мы с вами добрые и очень хотим помочь маленьким человечкам, давайте я раздам вам льдинки, они растаю в наших руках, и в стране маленьких человечков появится вода.
Педагог: Ну вот, у нас с вами все получилось. Лед растаял, и в стране маленьких человечков появилась вода. Ребята, посмотрите в наше ведерко, вместо льдинок в нем появились конфетки – леденцы, это подарок нам от маленьких человечков.
Педагог:
Но наше путешествие закончилось. Нам нужно возвращаться в детский сад. Для этого давайте встанем в круг, закроем глаза и скажем волшебное заклинание:
Чудо чудное явись,
И ребятам покажись,
Дверь волшебную открой,
Возвращаемся домой!
3. Итог:
Ну вот, наше путешествие закончилось. Вы все сегодня были молодцы, все препятствия Снежной Королевы сумели преодолеть и помочь маленьким человечкам (педагог раздает детям конфеты).