Наталья Стоянова
Развитие речи ребенка 3–4 лет: особенности, нормы, диагностика, профилактика нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте 3 лет дети, как правило, начинают активно взаимодействовать не только с близким окружением в виде мамы, папы и других родственников, но и с другими детьми. Речь становится более сформированной, ясной и различимой. В три года дети начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и явлениях. Задержка развития речи в этом возрасте затрагивает все стороны речи. Многие родители именно в этом возрасте отдают детей в сад, где общение со сверстниками выходит на первый план. Однако оказывается, что то, что говорит малыш и что было понятно маме, совсем не ясно воспитателю и другим детям. Особенности речевого развития детей 3-х лет связаны со множеством факторов, и чтобы понять, как правильно развивать речь своего ребенка и на что обращать внимание нужно знать не только нормы речевого развития, но и знать и грамотно пользоваться методиками речевого развития. Эти вопросы мы и рассмотрим в данной статье.
Публикация «Развитие речи ребенка 3–4 лет: особенности, нормы, диагностика, профилактика нарушений» размещена в разделах
Так в возрасте трех с половиной лет ребё нок часто знает и умеет следующее:
• Говорит своё имя, фамилию и отчество.
• Знает имена родственников и друзей.
• Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
• Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
• Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
• Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
• Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
• Повторяет услышанное.
• Пересказывает мультфильм или сказку.
• Говорит не только громко, но и тихо.
В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с», а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки.
Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.
Практически все мамы и папы с радостью отмечают, что с каждым днем ребенок запоминает и повторяет все больше новых слов, порой забавно их коверкая или перевирая. Фразы и предложения порой построены неверно, но от этого звучат милее и смешнее. Речевой поток становится практически неуправляемым и постоянным, малыш спешит поделиться всем увиденным и услышанным, и в этом потоке очень важно вовремя распознать, выявить и исправить речевые нарушения.
Рассмотрим особенности речи детей 3 лет.
• Активный словарь у ребенка к концу 2-го началу 3-его года жизни более 1000 слов, которыми ребенок постоянно оперирует. При этом новые или длинные слова ребенок может коверкать, менять местами слога.
• Грамматический строй речи состоит из фраз. Предложение складывается уже из 3-4 слов. Ближе к 4 годам малыш начинает говорить сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Дети внимательно слушают что и как говорят взрослые, буквально как губка впитывают в себя все, что слышат. Но, поскольку речь еще не совершенна, и малышу порой сложно повторить за взрослыми фразу сразу правильно, то порой выходят очень забавные и неправильные с точки зрения грамматики выражения. Детям еще сложно согласовывать существительные и прилагательные, а также образовывать множественное число существительных.
• Звукопроизношение Физическое развитие артикуляционного аппарата не стоит на месте и к 3 годам язычок и губы уже достаточно окрепли, чтобы правильно произносить слова, но коверкая мягкие звуки (например, молоко вместо маляко, ёлка а не ёйка и т. п.). Длинные слова даются уже проще.
В возрасте 3-4 лет в длинных сложных словах допускается перестановка слогов (пакитан-капитан, гамазин-магазин и т. п.)
• Интонация и эмоциональная выразительность речи растет с каждым месяцем. На этот показатель очень сильно влияет качество и скорость речи окружения (в основном мам и пап).
Итак, мы рассмотрели особенности речи детей 3-4 лет, и теперь можем четко определить каковы нормы речевого развития на этом возрастном этапе. Но нужно отметить, что каждый ребенок уникален, поэтому на нормы следует лишь ориентироваться в общем плане и обращать внимание на грубые нарушения норм.
Что же делать, если вам кажется, что у вашего малыша проблемы с речевым развитием? Для начала обратитесь к специалистам: логопеду, психологу, неврологу, чтобы каждый из них посмотрел возможную проблему со своей стороны.
Существует множество упражнений для предотвращения проблем с речью. Приведу наиболее распространенные и не требующие специальной подготовки.
Родители всегда должны помнить – что именно они образец для подражания для своего ребенка. Их роль в развитии речи малыша просто неоценима. Очень важно постоянно разговаривать с ребенком, при этом речь должна быть неторопливой, правильной и интонационно выдержанной. Дети любопытны от природы – отвечайте на их вопросы, рассказывайте во время прогулок, что вы видите, знакомьте своего малыша с новыми вещами и явлениями. В процессе живого общения вы не только развиваете память ребенка, его мышление, но и налаживаете тесный эмоциональный контакт со своим малышом, выстраиваете близкие и доверительные отношения. Взрослые должны набраться терпения и мудрости, чтобы правильно корректировать речь ребенка, научиться слушать и слышать его.
Чтение безусловно второй очень важный фактор в профилактике речевых нарушений у детей. Классика детской литературы, сказки, стихи, потешки развивают у ребенка любознательность, память и безусловно увеличивают словарный запас. Так, например, читая сказку про зайца и лису, которые жили в лубяной избушке и ледяной, вы может не только объяснить, что значит лубяная избушка, но и покажете закономерности природных явлений (о том, что весной лед тает, а дерево нет). Читать сказки, рассказы нужно постоянно не по одному разу, чтобы ребенок мог запоминать их.
Если вы обратили внимание на неправильное произношение ребенком каких-либо звуков важно вовремя исправить это, мягко поправив ребенка, поиграть с ним в верное произношение слова.
Еще одним важнейшим способом являются логопедические стишки, распевки, упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Многие родители не знают о том, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием речи ребенка. Существует большое количество вариаций пальчиковой гимнастики.
Родителям всегда стоит помнить о том, что каждый ребенок уникален и индивидуален, и особенности его развития вероятнее всего будут отличаться от других детей. Но при это именно в руках родителей и близких людей вырастить ребенка счастливым и развитым.