Марина Юрьевна Пешехонова
Развитие речи ребенка (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребёнка - важнейшая задача воспитателя, что значит развивать речь ребёнка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в тоже время черезвычайно сложен.
Публикация «Развитие речи ребенка (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребёнке речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. те» активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, исправляя различные нарушения. Для развития речи большое значение имеют степень сформированное таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление, а также активность поведения.
Речь - средство совместной деятельности с другими людьми и развивается от того, как эта деятельность организована и в каких условиях протекает.
Также, как и Ш. А. Амонашвили, я считаю, что приобщать детей к обучению надо путём захватывающих, интересных занятий. Вот уже несколько лет я провожу с детьми комплексные занятия. На них, в едином комплексе, я использую музыку, изобразительную деятельность, элементы физической культуры, решаю задачи по развитию речи детей. Такое обучение наглядно показало эффективность такого построения занятий, при котором развитие речи непосредственно соединяется с другими видами деятельности детей.
Моя работа в логопедической группе показала, что использование в логопедической практике традиционных методов и приёмов не всегда приводит к положительным результаты.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Поэтому я решила стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для тренировки движений пальцев рук использовала упражнения с речевым сопровождением. Речь детей как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребёнку объясняют выполнение тогоили иного задания.
Для развития пальцевой моторики я проводила два блока заданий первый - это работа с пальчиками; второй - нетрадиционные формы изобразительной деятельности (рисование пальчиками, ладошкой, штрихом).
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений. В коррекционную работу я включила использование музыки, серию физических упражнений - комплексов. Они обеспечивают формирование зрительно-моторной координации.
Разработанный мною материал представляет серию комплексных занятий - путешествий по развитию моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Каждое занятие по развитию речи основано на взаимодействии и активизации зрительных, слуховых, тактильных ощущений. А этодаёт детям возможность наиболее точно познавать мир, быть более активными, любознательными в процессе обучения и игры.
Моя разработка включает теоретический материал о влияниепальцев рук на развитие речи; перспективный план по развитию моторики у детей и развитию речи; конспекты комплексных занятий, занятий-развлечений, занятий-путешествий; условно-символические модели; прилагаются образцы рисунков детей; комплексы пальчиковой гимнастики; комплексы корригирующей гимнастики.
Подводя итог проделанной работы, отмечаю, что поставленные цели и задачи мной успешно выполнены.
Научно-теоретический базис прилагаемой разработки.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Такие авторы, каш Н. С. Лукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Н. М. Кузьмина описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной аламии. Е. М. Мастюкова, М. И. Ипполитова и Л. А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Сотрудники Института Физиологии детей и подростков АПНустановили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук /М. М. Кольцова/. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы /Л. В. Фомина/.
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. а точнее, от пальцев.
Я решила, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи приходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Я начала стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Мои занятия способствовали развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность). Эти все Функции тесно связаны с развитием речи, способствуя её развитию. Я остановлюсь на внимании и памяти - психических процессов, тесно связанных с речью.
Внимание - не имеет особого содержания своего в отличии от других познавательных процессов, оно включено во все познавательные процессы. Внимание - направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая повышение уровня сенсорного и интеллектуального, двигательную активность.
Память - процесс запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания индивида его опыта.
В своей работе я использую основную общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад №28», Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Введение в жизнь детского сада альтернативных программ и обучения детей дошкольного возраста предполагает развитие способностей ребёнка, проявление творческих инициатив педагогов. Программа "Развитие Детского центра Венгера" положила в основу своей концепции два теоретических положения:
1. Теорию А. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития;
2. Теорию Л. Венгера о развитии способностей.
В соответствии с этим, одно из основных целей программы - развитие умственных способностей детей. Вся программа построена на моделировании, на использовании схем, предметов - заменителей, с целью боле» глубокого умственного развития детей.
Единым основанием для построения школьного и дошкольного развива-ющего образования является теория Л. С. Выготского: согласно этой теории существенное в развитии человека - это становление его сознания. Именно сознание характеризует возможности познания ребёнком окружающей действительности, самого себя, возможности его саморегуляций, особенности его эмоциональной сферы.
Сознание человека - это особая структура высших психических функций, таких как: память, воображение, мышление, восприятие. К средствам относят особые существующие в человеческой культуре "Орудия ума /понятия, слова/, которые стоят между человеком и миром, являются средствами открытия наиболее существенных его сторон.
Сущность развития ребёнка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение подобными средствами, через развитие возможностей видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре способами.
Действия с понятиями, где в значительной степени фиксируется человеческие опыт не одинаково значимы на. разных возрастных ступенях (в мл. гр. - эталоны цвет, Форма, величина, длина; в ср. гр. – понятия (в картинках, ст. ГР. - круги эйлера (классификация, сериация).
Согласно концепции Венгера - важно развивать способности ребёнка, как универсальные действия ориентировки в окружающем, с помощью специфическое для дошкольника средств.
В отличие от знаний, умений навыков способности имеют не приходящее значение для всей человеческой жизни. При этом существуют особые (сензетивные) периоды, когда ребёнок наиболее чувствителен к развитию определё нного вида способностей: мл. гр. - к усвоению сенсорных эталонов, вкус, цвет, величина, запах; ср. гр. - речь; ст. гр. - моделирование.
Программа "Развитие” ориентирована не на ускорение развития с помощью обучения, а на расширение возможностей ребёнка. Основной путь развития ребёнка - обобщение своего чувственного опыта.
Первый вид детского опыта - познавательный. Форма его организации- экспериментирование, наблюдение. Задача взрослого - создать условия, помочь увидеть в знаковом новое, обобщить, обозначить.
Вторая форма организации опыта - проживание ребёнком различных ситуаций (прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», проживание, - что представил) ребёнок во время прослушивания (через движения - протанцуй, пропой, нарисуй).
Обобщение - рассказ детей из прошлого опыта /о временах года/ : выводят условное обозначение.
Элементы программы «Развитие детского центра Венгера» (круги Эйлера, условно-символические модели) я использовала в своей работе. Но развитие моторной координации, развитие мелкой моторики пальцев рук в этих программах более глубоко не обозначены. Поэтому я решила написать конспекты, используя свою педагогическую разработку, где ярко выделяются моменты развития моторики у детей с нарушением речи.
Для этой цели я использовала нетрадиционные формы изображения:
1. Пальчиковая живопись – краски наносятся пальцем, а наливается в плоские розетки. Рисовали дети данным способом пейзажи о временах года.
2. Рисование ладошкой (разновидность пальчиковой живописи). Изображение наносится прикладыванием ладошки. Рисовали дети данным способом птиц.
3. Рисование точками. Всё изображение состоит из мелких точек, нанесённых кончиком кисти. Начинают рисовать с середины, контур не наносится. Тема рисунка «Красивый цветок».
4. Коллаж. Сочетание аппликации и рисования. Тема рисунка «Цветы в вазе».
5. Особенно хочется остановится на рисовании штрихом. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать воздушность, плавность, нежность, но и тяжесть, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.
Для достижения большой выразительности использовать штрихи разного характера: короткий штрих, длинный штрих, штрих, чуть касаясь бумаги. Рисунки оживали, у детей повышался интерес к работе. При подборе тематики и программного содержания я учитывала особенности данной техники. Для небольшого рисунка предлагала листы бумаги меньше по размеру, т. к. многократные повторения однообразных движений утомляют ребёнка. Для сюжетных рисунков предлагала большой лист бумаги.
Такое использование нетрадиционных форм изображения способствует развитию моторики пальцев рук, т. к. дети рисуют пальчиками, ладошкой, развивает речь детей, фантазию, творчество.
Ученые установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Поэтому я решила использовать этот факт в работе с детьми с нарушением речи. Вначале я занималась с детьми индивидуально в свободное от занятий время. Однако такая эпизодическая учебная деятельность не могла дать заметного положительного эффекта. Возникла необходимость выделить время в занятиях, чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и результативной. Поэтому я использовала второй блок заданий - пальчиковую гимнастику (первый - изодеятельность). Я пришла к выводу, что если проводить пальчиковую гимнастику стоя примерно в середине занятий, то она послужит сразу двум важным целям. Проговаривание стихов одновременно с движением даёт ряд преимуществ для детей логопедической группы. Проводя пальчиковую гимнастику я ставила задачи:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной.
3. Повысить интерес у детей р подобным упражнениям, превратить их в занимательную игру. Общая сумма времени для развития пальцевой моторики составила для каждого ребёнка 6 минут в день. Проводя физкультминутки я наблюдала, что у большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижны, движения неточные, темп даже самых лёгких упражнений замедленный.
Ребята, с которыми регулярно проводились пальчиковые игры и упражнения овладевали сложными упражнениями. И, что не менее важно, они быстрее овладевали правильным произношением звуков. В ходе пальчиковых упражнений я предлагаю детям как бы «конструировать» из пальцев объекты и предметы. Дети изображали паука, змею, зайца, цветы, деревья.. Такая необычная игровая деятельность вызывала у них интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволило предельно мобилизовать их внимание.
Таким образом, я пришла к выводу, что включение пальцевой моторики в физминутки играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
Профессором М. М. Кольцовой также была установлена связь между уровнем развития речи и уровнем тонкий моторики. Это так же подтверждает мои вывода о проделанной работе.
А использование мной музыки, танца, физических упражнений, положительно влияет на формирование моторной координации у детей.
Использование в комплексе всех перечисленных мною методов дало
следующий результат моей работы :
1. Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга (при помощи пальчиковых игр, нетрадиционных форм изображения, музыки и физических игровых упражнений, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
2. В ходе всей работы совершенствуются внимание и память - психические процессы тесно связаны с речью.
3. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретения навыков письма в школе.
В своей работе также использую систему педагогической деятельности по программе экологического воспитания «Юный эколог» Николаевой С. Н. и программе «Наш дом - природа» Рыжовой С. ; программу по формированию основ музыкальной культуры «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.
Изучив трудовой опыт педагогов-новаторов, я считаю, что можно частично использовать и его в работе :
- пальчиковые игры (г. Москва, г. Нижний Новгород)
- корригирующиекомплесы сюжетных занятий по физо (г. Калиниград)
- материал по развитию речи (г. Ярославль)
Использую программу «Цветные ладошки» Лыковой И. А.
Проблема
Заключается в разработке практически обоснованного содержания, форм и методов развития моторики у детей с нарушением речи средствами :
игру и упражнения на развитие моторики;
загадки, народные приметы, пословицы, рассказы;
моделирование, составление схем;
использование пальчиковой гимнастики;
комплексы коррелирующей гимнастики;
нетрадиционные формы изобразительной деятельности;
комплексы упражнений, обеспечивающих формирование зрительно- моторной координации;
музыкальная деятельность (песни, танцы);
использование упражнений для снятия утомления (релаксация);
специальные занятия.
Цель.
Показать роль развития моторики для успешного обучения детей с нарушением речи в массовой школе.
Гипотеза.
Если я сделаю работу по развитию моторики у детей регулярной и результативной, буду проводить пальчиковую гимнастику, использовать нетрадиционные способы изобразительной деятельности, музыки и физических упражнений, в середине занятий и в конце, то она послужит сразу двум важным целям. Проговаривание стихов одновременно с движением дает ряд преимуществ для детей логопедической группы. Их речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.
Если проводить пальчиковую гимнастику регулярно и последовательно, то решаются задачи:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2. Сделать работу по совершенствованию моторики регулярной.
3. Повысить интерес у детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
То с уверенностью можно сказать, что регулярное стимулирование действий речевых зон коры головного мозга положительно сказывается на исправлении речи детей, совершенствуются внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью, кисть руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма в школе.
Это подтверждает ценность моей разработки в работе с детьми с нарушением речи по развитию моторики.
Основные принципы построения разработки.
1. Возрастной акцент. Педагогическая технология учитывает возраст детей и нарушение речи.
2. Обеспечение положительно-эмоциональной обстановки. Информация лучше усваивается детьми, если её подача сопровождается приятными впечатлениями, положительными эмоциями. Поэтому большое значение имеет эстетическое оформление материала; внесение музыки; введение игрового момента; введение поэтических строк.
3. Индивидуально-дифференцированный подход к детям.
4. Постепенное, поэтапное введение усложнений в работе.