Галина Сайкова
Развитие речи и художественная литература
▼ Скачать + Заказать документы
Показатель умственного развития ребенка. Этот вопрос хорошо освещен в различных программах: «Радуга», «Программа воспитания ребенка-дошкольника» и другие. Различия в методике: пополнение слов, активизация словаря и грамматический строй речи, ЗКР – все компоненты представлены во всех программах. Художественная литература – отдельная образовательная область.
Новые инновации в речевом развитии Инновации в преподнесении материала и какие приемы.
Публикация «Развитие речи и художественная литература» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Программа «Истоки», автор А. Г Арушанова.
Именно там впервые делается упор на развитие у детей навыков общения, речи. Это выделено в ФГГ. Коммуникативный подход главный в речевом развитии. Выдвигаются методы речевого высказывания на первый план. Формирование умения общаться, высказываться, использование всех компонентов в речевом развитии детей. Пересмотреть материалы методы и приемы – как они способствуют развитию коммуникативного и речевого общения детей. Технология по развитию речи – по мнемотехнике – по составлению связного рассказа (+ТРИЗ, драматизация, и сюжетно ролевые игры). Программа «Радуга» Доронова Т. Н. говорит, что если дети до 3 лет дома, то многие дети нуждаются в коррекции речевого развития. Часто дети не говорят. Речевой центр и двигательный центр – мелкой моторики рядом – взаиморазвивающие. Не только групповая образовательная деятельность, но чаще должна быть индивидуальная работа. Если деятельность не мотивирована, она не вызывает интереса у ребенка, надо привлечь интересной мотивацией.
Принципы интеграции
Система Гербовой В. В. по развитию речи – в программе «Радуга» и Васильевой М. А.
Хороша в современных условиях Программа Ушаковой О. С. по развитию речи и ознакомление с художественной литературой – она продолжает работать в своей лаборатории, она имеет хороший результат и в начальной школе дети хорошо учатся. Во главу угла поставлено развитие связанной речи, через нее идет звуковое развитие, грамматика.
Система по ознакомлению художественной литературой связана с развитием речи. Программа Гербовой В. В., Васильевой М. А. в основном все занятия по виду комбинированные - это хорошо, но включают интеграцию образовательных областей – деятельность должна быть во время занятий разнообразной.
Нет одного универсального пособия по развитию речи. Но сегодня есть задачи речевого творчества детей и педагогов. Комбинированные занятия с разным речевым материалом (Гербова В. В, чистых занятий чаще нет, так как не успеть реализовать множество задач, как обеспечить речевую активность, как обеспечить решение речевых задач.
Комплексные занятия – решение различных задач из различных областей (математика-аппликация, развитие речи и изобразительное искусство)
Ушакова О. С. : комплексные занятия – занятия, где решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие разные стороны речевого развития.
Интегративные занятия – объединяют несколько видов деятельности: рассматривание картинок и составление рассказа об осени. Необходимо интегрировать задачи и связывать их единым содержанием.
Сегодня основные задачи программ «Воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Истоки» (комплексные под редакцией Ушаковой О. С.)
Развитие детей осуществляется на различных занятиях. Главное – это речевое развитие. Формирование у детей навыков речевого высказывания, речевого общения – строить занятия так, чтобы у ребенка складывалась естественная потребность в высказывании: дети должны слушать и слышать, не говорить что попало. Мы слушаем твоего товарища. Приветствуются хоровые ответы. Повтори для Димы, чтобы он запомнил, перескажи Оле, а не мне.
В основном речь развивается в игре – дидактические игры, игровые упражнения – тренинги – для закрепления новых слов и образований.
Стимулируется продуктивное содержательное общение ребенка со взрослыми и другими детьми в разных видах деятельности, потребность речевого воздействия в игре, труде, бытовой деятельности – т. е. везде.
Сегодня мы вместе с ребенком – партнеры – взаимодействуем с ребенком. Младший дошкольный возраст - индивидуальное общение, а в старшем дошкольном возрасте – групповое общение. Младший дошкольный возраст – больше общаются о его игрушке. Ребенок рассказывает о своем выходном дне, а мы зарисовываем, рассказываем, делаем аппликации.
Сегодня мы не допытываем, что ты делал, ребенок сам комментирует свою деятельность, надо формировать с младшего детского возраста целеполагающее - что ты будешь делать, как, как достигать будешь, достиг ли? В режимных процессах – одевание, раздевание, умывание и т. д.
Сейчас много разных речевых оборотов: «клево»- убрать, Надо «хорошо».
Показывать образец правильной речи, в присутствии посторонних также следить за речью – шпаргалкой. Контролировать себя, предварительно ставить вопросы детям разной направленности характера (который по счету).
Антонимы – синонимы. Речевое творчество. Многозначность слов.
Должны быть чутки к детскому словотворчеству – разрабатывается федеральный государственный стандарт по дошкольному образованию.
Что должен иметь ребенок на выпуске. Детский сад – это первая ступень образования.
Задача речевого развития – показатель речи.
Приветствия доброжелательные и разнообразные формы речевого поведения детей со взрослыми и детей друг с другом. Работа на занятиях – закрепление вне занятий, в повседневной жизни.
Новые игры у Арушановой А. Г. У Ушаковой О. С. и Громовой О. Е. – игры по развитию речи с трех лет.
Развитие речи и ЗКР.
Результатом речевого развития является становление коммуникативных качеств.
К концу года ребенок не должен, а может! (До 3 лет). Нужна для речевого развития – хорошая база, дидактические материалы и образец, речь развивается в разнообразной деятельности.
«Детство» - Самкова О. И. - программа - новый взгляд на речевое развитие.
«Детство» - создается образовательная система, вовлекаются в какую-то деятельность о весне, все затем выносится в итог – итоговые занятия, обобщающая деятельность вытекает в проект.
Проектная деятельность
Задачи речевого развития детей в разных деятельности.
Приемы активизации речевого развития детей.
Результат (театрализованная деятельность детей)
Джаннни Родари «Грамматика фантазий»
Занятия должны быть очень динамичны: семейные, поиск. Оценка: молодцы, вы меня порадовали, все старались, помогали, все вы умные дети.
Методические рекомендации к чтению художественной литературы.
Методические рекомендации к чтению художественной литературы.
Мы не анализируем произведение. Должно быть время для чтения - после сна, до еды.
Мотивация по восприятию художественной литературы.
Какие книги покупать, сколько покупать, не толстые хрестоматии, а по одной сказке – чтобы все имели возможность смотреть. Не большие по размеру. Гуманитарное образование детей.
Иллюстрацию рассматривают малыши с расстояния 7 см.
Книжный уголок как фантазия. Тематика авторов, половые различия детей, праздники, времена года. Книжкины недели, дни рождения книги.
Почитав, дайте немного помолчать, по выказыванию идти на поводу, а не вести их, а потом повернуть: какой герой, что он сделал