Светлана Донская
Художественная литература как источник развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература, как источник развития детей дошкольного возраста.
Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя.
(В. Сухомлинский)
Приобщение детей к чтению является одной из основных проблем современного общества. В век высокоразвитых информационно коммуникативных технологий очень редко можно увидеть человека, который был бы погружен в чтение книг. Интерес к книгам в обществе значительно снизился, так как для многих источником информации являются ТV и компьютеры, которые в свою очередь несут достаточно большой заряд жестокости и агрессии. Взрослые не только сами не читают книги, но и не приучают к их чтению детей. Наши дети не только не интересуются книгами, но и порой просто не знают русских народных сказок, знаменитых авторских сказок русских и зарубежных писателей, на которых воспитывалось, ни одно поколение. Любимыми героями современных детей становятся бетманы, роботы, и т. д. А это никак не способствует развитию у детей нравственных ценностей. Приобщение дошкольников к художественной литературе должно способствовать воспитанию и любви к книге, стремлению общаться с ней, умению лушать и понимать текст. По мнению многих психологов (Л. Выготского, О. Никифоровой) дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего талантливого читателя. При этом никто не говорит, что дошкольники являются активными читателями. Но мы должны рассматривать их как активных слушателей, ведь именно в дошкольном возрасте ребенок способен научиться искренне сочувствовать героям, сострадать, радоваться. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы, поэтому те образы, которые они полюбили с раннего возраста остаются с ними надолго. Ребенок старается подражать не только окружающим его взрослым, но и героям тех книг, с которыми он знаком.
Публикация «Художественная литература как источник развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ни для кого не секрет, что художественная литература является могучим, действенным средством разностороннего развития детей, способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию, оказывает огромное влияние на формирование речи. Ребенка необходимо учить с раннего возраста воспринимать литературное произведение. Читая ребенку сказку, взрослый передает характер героев, интонационно и мимически показывает их особенности, использует эмоциональные и выразительные средства языка. В свою очередь, дети, слушая художественные произведения, учатся сопереживать героям, начинают понимать внутренний мир человека и особенности взаимоотношений людей в обществе.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с детских песенок и потешек, попевок, которые им поет или рассказывает мама в младенчестве. Малые фольклорные формы способствуют развитию образного мышления, позволяют познакомить детей с культурным наследием своего народа. Ведь именно произведения устного народного творчества самые простые и доступные для восприятия и понимания детей младшего возраста.
Каждая мама, играя с малышом, одевая или умывая его, сопровождает свои действия проговариванием потешек:
«Водичка, водичка, умой … личико…»,
«Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.»,
«Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.»
Читая эти же потешки в книге, обязательно рассматривает с ребенком иллюстрации и дает пояснения к ним, привлекая ребенка к активному обсуждению.
Активно прибегают к фольклорным произведениям педагоги, работающие с детьми младшего дошкольного возраста. В период адаптации привлекая внимание малыша к яркой игрушке педагог рассказывает потешку, обыгрывая этой игрушкой сюжет, выполняя с ребенком какие – либо движения, в процессе выполнения режимных моментов и формировании культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, педагог проговаривает текст потешек, обращаясь ко всем детям и к каждому отдельно, при неоднократном повторении текста взрослым совместно с детьми, малыши запоминают не только саму потешку, но и последовательность процедуры умывания или одевания. Осуществляя работу по развитию мелкой моторики и выполняя пальчиковую гимнастику вместе с ребенком, взрослый обязательно сопровождает свои действия рифмованной речью, чаще всего это фольклорные произведения:
«Мальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел,
с этим братцем кашу ел».
«Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик - Ванечка». И т. д.
С малышами необходимо проводить игры – забавы с использованием фольклорных произведений, играя в «дочки - матери», прибегают к колыбельным «Баю, баюшки, баю…», «Наша Маша маленька…» и т. д.
Малые фольклорные формы имеют огромное значение и для речевого развития ребенка. Они способствую обогащению словаря, формированию выразительности и эмоциональности речи, развитию грамматического строя и связной речи. Кроме этого позволяют развивать память детей, так как легко и прочно запоминаются.
Огромное воспитательное значение для детей имеют сказки, которые ненавязчиво учат детей оценивать дела и поступки людей, понимать что хорошо, а что плохо. Слушая, а впоследствии рассказывая или обыгрывая сказки, дошкольники переносят вымышленные события в реальную жизнь.
Но чтобы сказка действительно имела воспитательное значение необходимо правильно ее выбрать. Выбирая сказку, прежде всего, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, простоту или сложность сюжета, длительность сказки, иллюстративное оформление и т. д. Для детей младшего дошкольного возраста понятны и доступны сказки: Репка, Колобок, Курочка Ряба, Теремок. В старшем дошкольном возрасте, кроме народных сказок, детей знакомят с авторскими сказками «Аленький цветочек», «Конек - Горбунок», «Золушка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и т. д.
Читая ребенку сказки, нужно помнить ряд правил:
- четко проговаривать слова;
- читать выразительно и эмоционально;
- голосом и интонацией передавать характер героя;
- рассматривать вместе с ребенком иллюстрации и использовать их при пересказывании текста.
Огромное значение для гармоничного развития дошкольников имеют и произведения поэтов и прозаиков, знакомящие детей с особенностями жизни и культуры людей, миром животных и растений, дающих начальные представления об окружающей действительности.
Сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.
Таким образом, мы видим, что любое литературное произведение несет возможности для гармоничного развития дошкольников. Главное, чтобы окружающие ребенка взрослые грамотно и целенаправленно, постепенно развивали в ребенке активного слушателя, который постепенно взрослея станет активным читателем.