МААМ-картинки

Детская художественная литература как метод обучения безопасному поведению

Людмила Тихонова
Детская художественная литература как метод обучения безопасному поведению
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка.

Тема: «Детская художественная литература как метод обучения безопасному поведению».

Подготовила: воспитатель Тихонова Л. С.

МБДОУ «Центр развития ребенка».

Начинать готовить ребенка к встрече с реальным, не всегда доброжелательным миром, нужно начинать уже с раннего возраста. В этом возрасте ребёнок знакомиться с окружающим миром, что является основой для познавательного развития, приобретает первые навыки общения с незнакомыми детьми и взрослыми. Работу в данном направлении целесообразно вести через знакомство детей со сказкой.

Публикация «Детская художественная литература как метод обучения безопасному поведению» размещена в разделах

Выделяются основные этапы работы с текстом.

Наименование этапа Содержание этапа

Подготовительный Выбор темы, постановка целей, подбор художественного материала, составление вопросов по теме.

Чтение (рассказывание) сказки Обеспечение выразительными средствами передачи

Размышление над содержанием Восстановление событий, через вопросы по содержанию, проблемные вопросы, комментарий событий.

Подведение итогов Нахождение скрытых значений и жизненных уроков вместе с детьми.

Всем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.

Вот некоторые темы бесед и игр по русским сказкам.

-Малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно. («Гуси-лебеди», «Теремок» и др.).

-Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения… если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придёт. («Кот, петух и лиса» и др.).

-Доверие к людям – прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна. («Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» и др.).

-На будущее: никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла. («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.).

-Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать. («Гуси-лебеди», «Лисица и волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.).

Практические правила работы со сказкой.

1. Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя; какие полезные уроки зашифрованы в ней.

2. Комментируйте то, о чем рассказываете. Комментарий может быть очень простой: скажите «ай-ай-ай!» - вот и ясно ваше отношение к поступку колобка.

3. Задавайте малышам вопросы. - Почему же убежал колобок? А можно ли было убегать одному в лес (вот он – основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край). С кем колобок встретился? От кого убежал? А кто его обхитрил? Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошёл один, а разве можно ходить одному)

4. Для детей постарше, вопросы посложнее и обсуждение глубже.

-Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку и дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту «чужую» территорию) А ещё? (Не слушать лису, лисы такие хитрые)

5. Если малыши говорить не умеют – все равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Это отличный способ акцентировать внимание.

Например, после встречи с зайчиком скажите: «И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке, зайчик – то хотел его съесть, а колобок не испугался!» или так: «Разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя потому что…».

6. Побуждайте малышей задавать вопросы.

7. Говорите кратко и ясно (как в сказке). Никаких сложноподчиненных предложений: ребенок в них запутается. И не ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки).

8. Никогда не рассказывайте сказку страшным и заунывным голосом. Наша задача не напугать детей, а научить держать ушки на макушке.

9. Показывайте детям свои эмоции и поддерживайте проявляемые ими эмоции. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже останется в нас.

10. Обязательно выражайте главную мысль, которую хотите довести до детей. (Мои дети не убегают одни,. А лисичку будете слушать? А песенку ей петь).

11. Делайте вывод в доступной для детей форме. По сути, нужно насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам.

Делайте это постепенно. Дети любят сказки и просят их почитать много-много раз, вот и пользуйтесь этим. Когда «поайкайте», когда спросите, а когда просто головой покачайте. Постепенно дети поймут суть и уже сами будут комментировать безрассудные действия колобка и давать «спасательные» советы.

Рекомендуемый список художественной литературы по теме «Ребенок и другие люди».

Первая младшая группа.

Чтение русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и леса», «Маша и медведь», «Лиса в заячьей шкуре», «Три медведя», «Заюшкина избушка», укр. «Рукавичка».

С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», К. Чуковский «Котауси и Мауси», В. Сутеев

«Утенок и цыпленок», В. Бианки «Лис и мышонок».

Вторая младшая группа.

Сказки: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса», «Теремок», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Котауси и Мауси» К. Чуковский, В. Сутеев «Утенок и цыпленок», «Кто сказал мяу», У. Дисней «Приключения маленького щенка»

Средняя группа.

«Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Пых», «Снегурушка и лиса», «У страха глаза велики», «Рукавичка» (укр., «Три поросенка», «Хвастливый заяц», А. Толстой «Спала кошка на крыше», Одоевский «Мороз Иванович», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», К. Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище».

Старшая группа.

«Иван Царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Финист – Ясный сокол», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», К. Чуковский «Тараканище», «приключения Бибигона», М. Горький «Воробьишко», С. Аксаков «Аленький цветочек», Г – Х Андерсен «Дюймовочка», «Снежная королева», В. Гауф «Маленький Мук», Ш. Перро «Красная шапочка», Дж. Родари «Хитрый Буратино», А. Волков «Волшебник изумрудного города».

Публикации по теме:

Детская художественная литература как средство формирования основ правовой культуры дошкольников Перспективный план по правовому воспитанию детей старшей группы на 2015 -2016 учебный год. Сентябрь. Право на образование и развитие. Тема:.

Художественная литература как взаимосвязь с развитием речи и творчеством дошкольников «Художественная литература, как взаимосвязь с развитием речи и творчеством дошкольников». Важной частью в воспитании культуры речи является.

Художественная литература как средство формирования этических норм и правил Художественная литература как средство формирования этических норм и правил. Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры.

Художественная литература в жизни ребёнка При упоминании словосочетания художественная литература - мне на ум сразу приходят произведения из школьной программы: поэты серебряного.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Цели и задачи проектного метода в дошкольном.

Круглый стол «Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге» Круглый стол Подготовили: Самокрутова Л. В. Кривоногова Т. И. Цели: - способствовать формированию у педагогов потребности.

НОД по обучению детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в быту «Один дома» НОД для детей старшего дошкольного возраста по обучению детей безопасному поведению в быту из серии «Один дома» Цель: расширять знания.

Проект по обучению детей безопасному поведению в быту средствами моделирования опасных ситуаций Тема: «Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь» Программное содержание: • Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактами.

Ребенок и художественная литература Дошкольное детство невозможно представить себе без книг. Известно, что художественная литература воздействует на нравственное, эстетическое.

Родительский всеобуч «Как научить ребёнка безопасному поведению на дороге» Автор: Цветкова Ирина Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории Как научить ребенка безопасному поведению на дороге? Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская художественная литература как метод обучения безопасному поведению
Опубликовано: 14 мая 2016 в 18:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детская художественная литература как метод обучения безопасному поведению» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Тихонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД